Мумифицированная голова мужчины, умершего не менее 350 лет назад, хранившаяся в Швейцарии, стала объектом нового исследования. Изначально считалось, что останки принадлежат представителю культуры инков, однако неинвазивный анализ полностью изменил это представление. Голова имеет коническую форму — результат ритуальной черепной деформации, а также несет на себе следы незавершенной трепанации черепа.

Исследование, опубликованное 27 августа в журнале International Journal of Osteoarchaeology, провела группа ученых под руководством антрополога Клодин Абегг из Женевского университета. Старшим автором выступила музеолог и искусствовед Клэр Бризон из Кантонального музея археологии и истории в Лозанне, где и хранится артефакт. Ученые установили, что специфический тип деформации черепа указывает на принадлежность мужчины к культуре Аймара, коренной группе, проживающей в высокогорьях Боливии. Это подтверждается и местом, где голова была первоначально найдена — известной территорией расселения Аймара.
Практика искусственной деформации черепа была распространена в доколумбовой Южной Америке. Голову младенца туго перевязывали на несколько лет, в результате чего кости черепа приобретали вытянутую, коническую форму. Этот процесс считался важным культурным и социальным маркером.
Помимо изменения формы, на черепе в верхней правой части присутствует заметное повреждение. Это след трепанации — хирургической процедуры сверления или вырезания отверстия в черепе. Однако в данном случае операция не была завершена. Глубокие надрезы затронули только внешние слои кости, не проникнув во внутренние.
Анализ не выявил никаких признаков травм, таких как переломы, которые могли бы потребовать медицинского вмешательства. Это привело исследователей к выводу, что попытка трепанации, скорее всего, носила ритуальный или социальный характер, а не лечебный.
Юлия Грески, палеопатолог из Немецкого археологического института, не принимавшая участия в исследовании, отметила исключительную редкость находки. Она заявила, что никогда ранее не встречала голову, которая подверглась бы одновременно и черепной деформации, и попытке трепанации.
Грески согласна с выводами о ритуальной цели операции. На вопрос, почему процедура не была доведена до конца, у нее нет однозначного ответа. Она в шутку предположила: «Может быть, человек сказал: «Прошу прощения, но я больше не хочу»».
История этого артефакта прослеживается с 1870-х годов, когда швейцарский коллекционер приобрел голову в Боливии. Наиболее вероятным местом ее происхождения является «чульпа» — каменная погребальная башня, характерная для данного региона. Записка, приложенная к голове, ошибочно идентифицировала ее как останки представителя инков.
В 1914 году коллекционер передал мумифицированную голову в дар Кантональному музею археологии и истории в Лозанне, Швейцария. Помимо черепной деформации и трепации, на останках заметны и другие детали: шея выглядит оторванной, а не отрезанной, а на правой щеке видны оспины, вероятно, оставленные насекомыми. Считается, что мумификация произошла естественным путем благодаря холодному и сухому климату боливийского высокогорья.
Все исследования проводились исключительно неинвазивными методами. Это решение было продиктовано этическими соображениями: из уважения к останкам человека, который не мог дать согласие на разрушающий анализ, такой как изотопный или ДНК-тест. Ученые считают, что право принимать решения о подобных исследованиях должно принадлежать общинам потомков.
В настоящее время голова хранится в коллекции музея и не выставляется на всеобщее обозрение. Запросов о репатриации останков в музей не поступало, однако учреждение готово рассмотреть подобные обращения.

Изображение носит иллюстративный характер
Исследование, опубликованное 27 августа в журнале International Journal of Osteoarchaeology, провела группа ученых под руководством антрополога Клодин Абегг из Женевского университета. Старшим автором выступила музеолог и искусствовед Клэр Бризон из Кантонального музея археологии и истории в Лозанне, где и хранится артефакт. Ученые установили, что специфический тип деформации черепа указывает на принадлежность мужчины к культуре Аймара, коренной группе, проживающей в высокогорьях Боливии. Это подтверждается и местом, где голова была первоначально найдена — известной территорией расселения Аймара.
Практика искусственной деформации черепа была распространена в доколумбовой Южной Америке. Голову младенца туго перевязывали на несколько лет, в результате чего кости черепа приобретали вытянутую, коническую форму. Этот процесс считался важным культурным и социальным маркером.
Помимо изменения формы, на черепе в верхней правой части присутствует заметное повреждение. Это след трепанации — хирургической процедуры сверления или вырезания отверстия в черепе. Однако в данном случае операция не была завершена. Глубокие надрезы затронули только внешние слои кости, не проникнув во внутренние.
Анализ не выявил никаких признаков травм, таких как переломы, которые могли бы потребовать медицинского вмешательства. Это привело исследователей к выводу, что попытка трепанации, скорее всего, носила ритуальный или социальный характер, а не лечебный.
Юлия Грески, палеопатолог из Немецкого археологического института, не принимавшая участия в исследовании, отметила исключительную редкость находки. Она заявила, что никогда ранее не встречала голову, которая подверглась бы одновременно и черепной деформации, и попытке трепанации.
Грески согласна с выводами о ритуальной цели операции. На вопрос, почему процедура не была доведена до конца, у нее нет однозначного ответа. Она в шутку предположила: «Может быть, человек сказал: «Прошу прощения, но я больше не хочу»».
История этого артефакта прослеживается с 1870-х годов, когда швейцарский коллекционер приобрел голову в Боливии. Наиболее вероятным местом ее происхождения является «чульпа» — каменная погребальная башня, характерная для данного региона. Записка, приложенная к голове, ошибочно идентифицировала ее как останки представителя инков.
В 1914 году коллекционер передал мумифицированную голову в дар Кантональному музею археологии и истории в Лозанне, Швейцария. Помимо черепной деформации и трепации, на останках заметны и другие детали: шея выглядит оторванной, а не отрезанной, а на правой щеке видны оспины, вероятно, оставленные насекомыми. Считается, что мумификация произошла естественным путем благодаря холодному и сухому климату боливийского высокогорья.
Все исследования проводились исключительно неинвазивными методами. Это решение было продиктовано этическими соображениями: из уважения к останкам человека, который не мог дать согласие на разрушающий анализ, такой как изотопный или ДНК-тест. Ученые считают, что право принимать решения о подобных исследованиях должно принадлежать общинам потомков.
В настоящее время голова хранится в коллекции музея и не выставляется на всеобщее обозрение. Запросов о репатриации останков в музей не поступало, однако учреждение готово рассмотреть подобные обращения.