Ssylka

Серебряная загадка Элама: ритуальный бык, который не мог стоять

В коллекции Метрополитен-музея в Нью-Йорке хранится серебряная статуэтка высотой 16,3 сантиметра, известная как «Коленопреклоненный бык». Этот артефакт, созданный в период между 3100 и 2900 годами до нашей эры, относится к протоэламской культуре, древнейшей цивилизации на территории современного юго-западного Ирана. Возраст фигурки составляет около 5000 лет, и она представляет собой мифическое существо — гибрид человека и животного, держащий в руках сосуд с носиком.
Серебряная загадка Элама: ритуальный бык, который не мог стоять
Изображение носит иллюстративный характер

Детальное исследование артефакта, проведенное в 1970 году профессором изящных искусств Нью-Йоркского университета Дональдом Хансеном, выявило его сложную гибридную природу. Существо имеет бычью голову с изогнутыми рогами, которая покоится на человекоподобных плечах. Его тело, облаченное в богато украшенную мантию, скрывающую согнутые ноги, находится в коленопреклоненной позе. Вытянутые вперед руки, похожие на человеческие, заканчиваются копытами.

Исследование консерватора Метрополитен-музея Кейт Леффертс, проведенное в том же 1970 году, раскрыло состав и внутреннее устройство статуэтки. Фигурка почти полностью состоит из чистого серебра (98,5%) и является полой. Внутри были обнаружены пять небольших известняковых камешков, которые, предположительно, использовались для создания звука погремушки при встряхивании. Кроме того, на поверхности сохранились следы прилипшей ткани из животной пряжи.

Одна из самых интригующих особенностей, отмеченных Дональдом Хансеном, — полное отсутствие у статуэтки плоского основания. Это означает, что она не могла самостоятельно стоять на твердой поверхности. Данный факт, в сочетании с внутренними камешками и остатками ткани, убедительно свидетельствует о том, что предмет не был предназначен для статичного созерцания, а активно использовался в руках человека.

Создатели артефакта, протоэламиты, были цивилизацией медного века в Древнем Ближнем Востоке, известной изобретением цилиндрических печатей — гравированных цилиндров для административных нужд. Характерной чертой их искусства было изображение животных, ведущих себя как люди. «Коленопреклоненный бык» является ярчайшим воплощением этой художественной традиции создания мифических, но при этом реалистично выглядящих гибридов.

Основная теория о назначении фигурки сводится к ее ритуальному или церемониальному использованию. Наличие камешков для создания шума и остатки ткани, возможно, от одеяния или обертки, указывают на то, что артефакт был частью некоего действа, где его держали, трясли и передавали из рук в руки.

Существует и альтернативная гипотеза, согласно которой «Коленопреклоненный бык» мог быть «фундаментной фигуркой». Такие предметы целенаправленно закладывались в основание строящихся храмов, чтобы символически освятить землю. Если эта теория верна, то статуэтка была создана с пониманием того, что после погребения в фундаменте ее больше никто и никогда не увидит.

«Коленопреклоненный бык» стоит в одном ряду с другими удивительными артефактами древности, чье точное предназначение остается предметом споров. Среди них — японские фигурки Танцоры Ханива возрастом 1500 лет, которые, как считается, вмещали души умерших; минойская подвеска «Пчелы из Малии», найденная 3800 лет назад в «золотой яме»; статуэтка месопотамского демона Пазузу, вдохновившая создателей фильма «Изгоняющий дьявола»; и таинственный египетский Диск Сабу возрастом 5000 лет, внешне напоминающий автомобильный колпак.


Новое на сайте