Исследователи из Музея Пополь Вух при Университете Франсиско Маррокина в Гватемале проанализировали три зуба с нефритовыми вставками, принадлежавшие детям майя. Возраст некоторых из них на момент проведения процедуры составлял всего восемь лет. Это открытие является самым ранним известным свидетельством подобной стоматологической практики, выполненной на живых людях, и ставит под сомнение устоявшееся мнение, что такие модификации предназначались исключительно для взрослых.

Зубы, ставшие предметом исследования, вероятно, принадлежали трем разным детям. Анализ показал, что один из них умер в возрасте девяти или десяти лет. Возраст как минимум еще одного ребенка на момент смерти оценивается в восемь-девять лет. Эти данные делают находку уникальной, так как ранее самый молодой возраст для подобной процедуры на живом человеке составлял 15 лет.
Декоративная модификация зубов была распространенной практикой в доиспанском обществе майя, особенно в классический и постклассический периоды (250–1550 гг. н. э.). Обычно она включала инкрустацию, гравировку или подпиливание зубов у взрослых членов общества. Процедура требовала высокого мастерства: ремесленник с помощью каменного инструмента вытачивал в зубе полость, в которую затем помещал обработанный драгоценный камень, например, нефрит или обсидиан.
Для фиксации драгоценного камня в зубе использовался специальный органический цемент, который надежно закреплял украшение. Сам процесс был сложным и, вероятно, болезненным. Точность, с которой выполнялись такие операции, свидетельствует о глубоких знаниях в области анатомии зуба и высоком уровне развития ремесленных техник у майя.
Ведущая гипотеза, выдвинутая исследователями, заключается в том, что инкрустация зубов у детей могла быть частью ритуала перехода во взрослую жизнь. Андреа Кучина, биоархеолог и соавтор исследования, опубликованного в журнале Journal of Archaeological Science: Reports, предположила в интервью для , что эта процедура могла символизировать новый социальный статус ребенка в обществе.
В пользу этой теории говорит и тот факт, что практика, по-видимому, не была повсеместной, а носила характер локальной или региональной традиции. Хотя археологи находят немало скелетных останков детей майя предподросткового возраста, ранее ни у одного из них не было обнаружено подобных зубных модификаций. Это указывает на то, что традиция могла быть распространена лишь в определенных общинах.
Единственный известный до этого случая пример ребенка с зубными инкрустациями был обнаружен в Белизе. Однако эксперты считают, что украшения в зубы того младенца были вставлены уже после его смерти, как часть погребального ритуала. Новые находки из Гватемалы принципиально отличаются, поскольку все указывает на то, что процедура проводилась на живых детях.
Анализ мастерства исполнения также подтверждает, что зубы принадлежали разным индивидам. Качество работы на трех образцах отличается. В одном случае, на левом боковом резце, полость была вырезана очень точно и затрагивала только внешний слой эмали. В другом, на верхнем левом центральном резце, углубление доходило до дентина, но мастер умело остановился, не повредив чувствительную пульповую камеру зуба.
Несмотря на значимость открытия, полная картина и социокультурный контекст, стоящие за этими детскими зубными модификациями, остаются для археологов загадкой. Для полного понимания причин и значения этой практики необходимы дальнейшие исследования и новые археологические находки.

Изображение носит иллюстративный характер
Зубы, ставшие предметом исследования, вероятно, принадлежали трем разным детям. Анализ показал, что один из них умер в возрасте девяти или десяти лет. Возраст как минимум еще одного ребенка на момент смерти оценивается в восемь-девять лет. Эти данные делают находку уникальной, так как ранее самый молодой возраст для подобной процедуры на живом человеке составлял 15 лет.
Декоративная модификация зубов была распространенной практикой в доиспанском обществе майя, особенно в классический и постклассический периоды (250–1550 гг. н. э.). Обычно она включала инкрустацию, гравировку или подпиливание зубов у взрослых членов общества. Процедура требовала высокого мастерства: ремесленник с помощью каменного инструмента вытачивал в зубе полость, в которую затем помещал обработанный драгоценный камень, например, нефрит или обсидиан.
Для фиксации драгоценного камня в зубе использовался специальный органический цемент, который надежно закреплял украшение. Сам процесс был сложным и, вероятно, болезненным. Точность, с которой выполнялись такие операции, свидетельствует о глубоких знаниях в области анатомии зуба и высоком уровне развития ремесленных техник у майя.
Ведущая гипотеза, выдвинутая исследователями, заключается в том, что инкрустация зубов у детей могла быть частью ритуала перехода во взрослую жизнь. Андреа Кучина, биоархеолог и соавтор исследования, опубликованного в журнале Journal of Archaeological Science: Reports, предположила в интервью для , что эта процедура могла символизировать новый социальный статус ребенка в обществе.
В пользу этой теории говорит и тот факт, что практика, по-видимому, не была повсеместной, а носила характер локальной или региональной традиции. Хотя археологи находят немало скелетных останков детей майя предподросткового возраста, ранее ни у одного из них не было обнаружено подобных зубных модификаций. Это указывает на то, что традиция могла быть распространена лишь в определенных общинах.
Единственный известный до этого случая пример ребенка с зубными инкрустациями был обнаружен в Белизе. Однако эксперты считают, что украшения в зубы того младенца были вставлены уже после его смерти, как часть погребального ритуала. Новые находки из Гватемалы принципиально отличаются, поскольку все указывает на то, что процедура проводилась на живых детях.
Анализ мастерства исполнения также подтверждает, что зубы принадлежали разным индивидам. Качество работы на трех образцах отличается. В одном случае, на левом боковом резце, полость была вырезана очень точно и затрагивала только внешний слой эмали. В другом, на верхнем левом центральном резце, углубление доходило до дентина, но мастер умело остановился, не повредив чувствительную пульповую камеру зуба.
Несмотря на значимость открытия, полная картина и социокультурный контекст, стоящие за этими детскими зубными модификациями, остаются для археологов загадкой. Для полного понимания причин и значения этой практики необходимы дальнейшие исследования и новые археологические находки.