Ssylka

Действительно ли самцы-гориллы правят безраздельно?

Образы Кинг-Конга, взбирающегося на Эмпайр-стейт-билдинг, или Донки Конга, швыряющегося бочками, прочно закрепили в массовой культуре представление о гориллах как о символах абсолютной мужской власти. Эта идея поддерживалась устоявшимся убеждением, что доминантный самец-вожак правит своей группой до тех пор, пока не будет свергнут в бою или не умрет.
Действительно ли самцы-гориллы правят безраздельно?
Изображение носит иллюстративный характер

Научные представления о социальной жизни приматов, заложенные в 1950-х годах такими исследователями, как Джордж Шаллер и Дайан Фосси, были искажены влиятельной работой Солли Цукермана. В своей книге «Социальная жизнь обезьян и человекообразных» Цукерман выдвинул теорию о том, что доминирование через мужскую сексуальную силу является определяющей чертой обществ приматов. Его выводы частично основывались на наблюдениях за павианами в неестественных и стрессовых условиях зоопарков Лондона.

Новое 25-летнее исследование поведения горных горилл в Уганде опровергает эту упрощенную модель. Приматологи Николаос Смит и Марта Роббинс проанализировали данные, собранные в Национальном парке Бвинди, занимающем площадь около 120 квадратных миль. Их работа сосредоточилась на редком подвиде восточных горилл, у которых примерно 40% групп являются мультисамцовыми, в отличие от типичной структуры «один самец — несколько самок».

Исследователи изучили записи взаимодействий в четырех различных группах горных горилл, уделяя особое внимание так называемым «событиям вытеснения» — ситуациям, когда одна особь уступала место другой. Анализ этих социальных маневров позволил выявить сложную иерархию, не основанную исключительно на физической силе.

Результаты показали, что хотя доминантный самец-вожак действительно выигрывал более 99% взаимодействий, картина в остальной части группы была иной. Самцы горилл, весящие до 400 фунтов, что вдвое превышает вес самых крупных самок, не всегда доминировали. В более чем четверти случаев самки выигрывали столкновения с неальфа-самцами, особенно с более молодыми или старыми особями. «Размер не является абсолютным», — утверждает Николаос Смит.

Источником власти самок оказалась их социальная стратегия. Исследование выявило прямую связь между количеством времени, которое самка проводит в непосредственной близости к альфа-самцу, и ее шансами на победу в конфронтациях с другими самцами. Авторы предполагают наличие системы взаимной поддержки: вожак помогает повысить ранг самки, а она, в свою очередь, может использовать угрозу ухода из группы — что снизило бы его репродуктивный успех — как рычаг для получения его поддержки.

Этот высокий социальный ранг приносит ощутимые выгоды. Он напрямую влияет на приоритет в доступе к пище. Например, горные гориллы поедают гниющую древесину для получения необходимого им натрия. Наблюдения показали, что когда самка по рангу превосходила самца, она ела раньше него.

При этом Смит подчеркивает, что общество горилл не является матриархатом. Бесспорным лидером группы остается самец-вожак. Истинным примером матриархата служат бонобо, где самки, будучи значительно меньше самцов, объединяются, чтобы коллективно дать отпор агрессору. К другим видам с доминированием самок относятся слоны, косатки и гиены.

Более того, исследование, соавтором которого Смит выступил ранее в этом году, проанализировало 121 вид приматов и пришло к выводу, что общества, в которых доминирует исключительно один пол, будь то мужской или женский, встречаются относительно редко.

Эти открытия ставят перед исследователями поведения животных сложную задачу. Изначально наука страдала от «сильных антропоморфных взглядов», приписывая животным человеческие качества. Теперь же, по словам Смита, наблюдается обратная тенденция, которую он называет «антропоморфофобией» — боязнью признавать у животных черты, схожие с человеческими, даже при наличии убедительных доказательств.

Работы биолога Франса де Вааля, предоставившего доказательства существования эмпатии у животных, подтверждают сложность их социального поведения. Цель современной науки, как отмечает Смит, — найти баланс, признавая при этом, что «полностью нейтральная наука — это миф».


Новое на сайте