В древнем городе майя Тикаль, расположенном на территории современной Гватемалы, археологи обнаружили необычный алтарь, датируемый V веком нашей эры. Находка, о которой сообщили 8 апреля в журнале Antiquity, перевернула представления ученых о взаимоотношениях между двумя мощнейшими мезоамериканскими цивилизациями.

Раскопки, начавшиеся в 2019 году, позволили установить, что алтарь был создан не мастером майя, а ремесленником из Теотиуакана — древнего мегаполиса, расположенного более чем в 600 милях от Тикаля, вблизи современного Мехико. Это открытие имеет огромное значение, поскольку алтарь был найден внутри дома, построенного в стиле Теотиуакана, что указывает на постоянное присутствие элиты этого города в Тикале.
«Теотиуакан оставил глубокий след в Тикале», — отмечают исследователи. Находка свидетельствует о том, что состоятельные лидеры Теотиуакана не просто посещали Тикаль, но активно воссоздавали там свои ритуальные объекты и практики. Особенно интересно, что это происходило в период конфликта между двумя городами, что подтверждает «активное присутствие Теотиуакана в Тикале в непростое для их отношений время».
Историческая хронология показывает, что Тикаль процветал с 600 года до н. э. по 900 год н. э. Взаимодействие с Теотиуаканом началось около 300 года н. э., но отношения быстро стали напряженными. Каменная резьба, датируемая 378 годом н. э., описывает вероятное завоевание Тикаля Теотиуаканом.
Сам алтарь представляет собой изысканное сооружение с четырьмя декоративными панелями. На каждой панели изображена фигура с характерным носовым украшением и головным убором, напоминающая божество «Бога Бури» из Центральной Мексики. Алтарь был расписан красным, оранжевым, желтым и черным цветами, а техника росписи соответствует той, что использовалась в настенных росписях Теотиуакана.
Внутри алтаря археологи обнаружили останки нескольких людей, включая ребенка, похороненного в сидячем положении, и взрослого, погребенного с наконечником дротика из зеленого обсидиана. Обе погребальные традиции характерны именно для культуры Теотиуакана, а не майя.
Между 550 и 645 годами н. э., что совпало с упадком Теотиуакана, алтарь и окружающая территория были намеренно захоронены. Это место было преобразовано таким образом, чтобы оно выглядело как естественный холм. Любопытно, что майя не стали восстанавливать объекты на этом участке, несмотря на то, что это была «первоклассная недвижимость». По словам исследователей, они обращались с этим местом «почти как с мемориалом или радиоактивной зоной», что может указывать на «сложные чувства» майя по отношению к Теотиуакану.
Исследование проводилось под руководством Стивена Хьюстона, эксперта по цивилизации майя из Университета Брауна, и Эндрю Шерера, археолога и антрополога из того же университета. Их работа проливает новый свет на сложные межкультурные отношения в древней Мезоамерике, демонстрируя, как противоборствующие цивилизации могли сосуществовать и влиять друг на друга.

Изображение носит иллюстративный характер
Раскопки, начавшиеся в 2019 году, позволили установить, что алтарь был создан не мастером майя, а ремесленником из Теотиуакана — древнего мегаполиса, расположенного более чем в 600 милях от Тикаля, вблизи современного Мехико. Это открытие имеет огромное значение, поскольку алтарь был найден внутри дома, построенного в стиле Теотиуакана, что указывает на постоянное присутствие элиты этого города в Тикале.
«Теотиуакан оставил глубокий след в Тикале», — отмечают исследователи. Находка свидетельствует о том, что состоятельные лидеры Теотиуакана не просто посещали Тикаль, но активно воссоздавали там свои ритуальные объекты и практики. Особенно интересно, что это происходило в период конфликта между двумя городами, что подтверждает «активное присутствие Теотиуакана в Тикале в непростое для их отношений время».
Историческая хронология показывает, что Тикаль процветал с 600 года до н. э. по 900 год н. э. Взаимодействие с Теотиуаканом началось около 300 года н. э., но отношения быстро стали напряженными. Каменная резьба, датируемая 378 годом н. э., описывает вероятное завоевание Тикаля Теотиуаканом.
Сам алтарь представляет собой изысканное сооружение с четырьмя декоративными панелями. На каждой панели изображена фигура с характерным носовым украшением и головным убором, напоминающая божество «Бога Бури» из Центральной Мексики. Алтарь был расписан красным, оранжевым, желтым и черным цветами, а техника росписи соответствует той, что использовалась в настенных росписях Теотиуакана.
Внутри алтаря археологи обнаружили останки нескольких людей, включая ребенка, похороненного в сидячем положении, и взрослого, погребенного с наконечником дротика из зеленого обсидиана. Обе погребальные традиции характерны именно для культуры Теотиуакана, а не майя.
Между 550 и 645 годами н. э., что совпало с упадком Теотиуакана, алтарь и окружающая территория были намеренно захоронены. Это место было преобразовано таким образом, чтобы оно выглядело как естественный холм. Любопытно, что майя не стали восстанавливать объекты на этом участке, несмотря на то, что это была «первоклассная недвижимость». По словам исследователей, они обращались с этим местом «почти как с мемориалом или радиоактивной зоной», что может указывать на «сложные чувства» майя по отношению к Теотиуакану.
Исследование проводилось под руководством Стивена Хьюстона, эксперта по цивилизации майя из Университета Брауна, и Эндрю Шерера, археолога и антрополога из того же университета. Их работа проливает новый свет на сложные межкультурные отношения в древней Мезоамерике, демонстрируя, как противоборствующие цивилизации могли сосуществовать и влиять друг на друга.