Пятнадцатилетняя Люси долгое время страдала от нарастающей тревожности и панических атак. Ее семья около шести месяцев не знала, как помочь дочери, пока не решилась оплатить когнитивно-поведенческую терапию (КПТ). Лечение принесло значительные улучшения: частота панических атак снизилась, и сейчас девочка вернулась к учебе и занимается любимыми делами.

Согласно данным Национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS), примерно у каждого пятого ребенка или молодого человека в возрасте от 8 до 25 лет наблюдается вероятное расстройство психического здоровья. Проблемы такого характера становятся более распространенными именно в подростковом возрасте из-за ряда факторов: трудностей взросления, стресса перед экзаменами, проблем в дружеских отношениях и биологических изменений.
Профессор Андреа Данезе из Королевского колледжа Лондона объясняет, что развитие подросткового мозга происходит неравномерно: области, отвечающие за обработку эмоций, созревают раньше, чем отделы, ответственные за самоконтроль и рассудительность. Эмоциональные реакции подростков усиливаются под влиянием гормонов и изменений внутренних биологических часов, которые влияют на качество сна.
Для борьбы с пониженным настроением психологи рекомендуют поддерживать здоровый режим (питание, сон, физическая активность), сохранять связь с друзьями и семьей, планировать приятные мероприятия, а также выявлять проблемы и искать их решение. При повышенной тревожности эффективны дыхательные упражнения, техники заземления, практика осознанности, ограничение чрезмерных успокоений, записывание или обсуждение тревог в отведенное «время для беспокойства» и постепенное противостояние пугающим ситуациям.
Стиви Гулдинг из родительской линии помощи Young Minds отмечает, что тревожность является наиболее распространенной проблемой, с которой обращаются родители. Специалист советует: общайтесь с детьми, давайте им разрешение говорить о проблемах, учитывайте, что ребенок может предпочесть поговорить с кем-то другим, обращайтесь в школу за дополнительной поддержкой и предоставляйте детям пространство, не спеша решать все проблемы за них.
Детский психолог доктор Сэнди Манн рекомендует родителям не торопиться с немедленным разрешением каждой проблемы, а придерживаться пятиступенчатого подхода: слушать, подтверждать чувства, нормализовать ситуацию, сохранять спокойствие и демонстрировать поведение, направленное на решение проблем.
Тревожными сигналами, при которых следует обратиться за профессиональной помощью, являются: устойчивые изменения настроения, поведения или личности; отказ от привычных занятий или социальных взаимодействий; нарушения сна, продолжающиеся несколько недель; самоповреждающее поведение; суицидальные мысли; значительные проблемы с повседневным функционированием и злоупотребление психоактивными веществами.
Первой точкой контакта при возникновении проблем может стать семейный врач или школьные команды поддержки психического здоровья. Также доступны школьные консультационные и вспомогательные службы, местные организации и благотворительные фонды. Доктор Элейн Локхарт из факультета детской и подростковой психиатрии Королевского колледжа психиатров подчеркивает, что родители должны чувствовать себя комфортно, обсуждая психическое здоровье и обращаясь за помощью.
Серьезной проблемой остаются длительные сроки ожидания в службах психического здоровья детей NHS. Однако даже в период лечения родители играют решающую роль в поддержке своего ребенка, создавая безопасную среду и демонстрируя конструктивные подходы к решению эмоциональных проблем.

Изображение носит иллюстративный характер
Согласно данным Национальной службы здравоохранения Великобритании (NHS), примерно у каждого пятого ребенка или молодого человека в возрасте от 8 до 25 лет наблюдается вероятное расстройство психического здоровья. Проблемы такого характера становятся более распространенными именно в подростковом возрасте из-за ряда факторов: трудностей взросления, стресса перед экзаменами, проблем в дружеских отношениях и биологических изменений.
Профессор Андреа Данезе из Королевского колледжа Лондона объясняет, что развитие подросткового мозга происходит неравномерно: области, отвечающие за обработку эмоций, созревают раньше, чем отделы, ответственные за самоконтроль и рассудительность. Эмоциональные реакции подростков усиливаются под влиянием гормонов и изменений внутренних биологических часов, которые влияют на качество сна.
Для борьбы с пониженным настроением психологи рекомендуют поддерживать здоровый режим (питание, сон, физическая активность), сохранять связь с друзьями и семьей, планировать приятные мероприятия, а также выявлять проблемы и искать их решение. При повышенной тревожности эффективны дыхательные упражнения, техники заземления, практика осознанности, ограничение чрезмерных успокоений, записывание или обсуждение тревог в отведенное «время для беспокойства» и постепенное противостояние пугающим ситуациям.
Стиви Гулдинг из родительской линии помощи Young Minds отмечает, что тревожность является наиболее распространенной проблемой, с которой обращаются родители. Специалист советует: общайтесь с детьми, давайте им разрешение говорить о проблемах, учитывайте, что ребенок может предпочесть поговорить с кем-то другим, обращайтесь в школу за дополнительной поддержкой и предоставляйте детям пространство, не спеша решать все проблемы за них.
Детский психолог доктор Сэнди Манн рекомендует родителям не торопиться с немедленным разрешением каждой проблемы, а придерживаться пятиступенчатого подхода: слушать, подтверждать чувства, нормализовать ситуацию, сохранять спокойствие и демонстрировать поведение, направленное на решение проблем.
Тревожными сигналами, при которых следует обратиться за профессиональной помощью, являются: устойчивые изменения настроения, поведения или личности; отказ от привычных занятий или социальных взаимодействий; нарушения сна, продолжающиеся несколько недель; самоповреждающее поведение; суицидальные мысли; значительные проблемы с повседневным функционированием и злоупотребление психоактивными веществами.
Первой точкой контакта при возникновении проблем может стать семейный врач или школьные команды поддержки психического здоровья. Также доступны школьные консультационные и вспомогательные службы, местные организации и благотворительные фонды. Доктор Элейн Локхарт из факультета детской и подростковой психиатрии Королевского колледжа психиатров подчеркивает, что родители должны чувствовать себя комфортно, обсуждая психическое здоровье и обращаясь за помощью.
Серьезной проблемой остаются длительные сроки ожидания в службах психического здоровья детей NHS. Однако даже в период лечения родители играют решающую роль в поддержке своего ребенка, создавая безопасную среду и демонстрируя конструктивные подходы к решению эмоциональных проблем.