Амаду Багайоко, слепой малийский гитарист, певец и композитор, скончался 4 апреля 2025 года в Бамако, Мали, в возрасте 70 лет. Он был известен миллионам поклонников как половина знаменитого дуэта «Амаду и Мариам», которых часто называли «слепой парой Мали». Его уход ознаменовал завершение музыкальной эпохи, длившейся более пяти десятилетий.

Музыкальная карьера Амаду началась в начале 1970-х годов, когда он играл на электрогитаре в влиятельных малийских танцевальных группах, включая Les Ambassadeurs, где выступал вместе с Салифом Кейтой. Судьбоносная встреча с Мариам Думбия произошла в Институте для слепых в Бамако в 1970-х годах. В 1980 году они поженились, создав не только семейный, но и легендарный творческий союз.
Оба музыканта происходили из южного Мали – Бугуни и Сикассо. Их фамилии Багайоко и Думбия принадлежат к древнему роду «Була» – потомственных кузнецов, чья родословная восходит к императору Сунджате Кейте, основавшему империю Мали в 1235 году. Эти глубокие исторические корни придавали особый колорит их творчеству.
Международный прорыв дуэта произошел с выходом альбома "Dimanche à Bamako" («Воскресенье в Бамако»), спродюсированного франко-испанским музыкантом Ману Чао. Последующие альбомы создавались в сотрудничестве с европейскими продюсерами, включая Деймона Албарна. Их хиты "Sunday in Bamako", "Sabali" и особенно трогательная песня "Tje ni Mousso" («Муж и жена»), отражающая их отношения, принесли дуэту мировую известность и миллионные продажи альбомов.
Музыкальный стиль Амаду и Мариам представлял собой уникальное сочетание традиционной малийской музыки с западным роком, регги и кубинскими ритмами. Это звучание открыло новые горизонты для африканской музыки на международной сцене. Дуэт выступал на самых престижных площадках мира: они открывали чемпионат мира по футболу среди мужчин в 2006 году, закрывали Паралимпийские игры 2024 года и выступали на концерте в честь вручения Нобелевской премии Бараку Обаме.
Что особенно важно, Амаду и Мариам не принадлежали к традиции гриотов – наследственных музыкантов, которые часто восхваляли власть имущих. Вместо этого они пели о любви в обществе, где полигиния была обычным явлением. Их творческий расцвет совпал с окончанием 23-летнего военного режима президента Муссы Траоре (1968-1991), и их музыка отражала новый дух демократии в Мали.
Помимо музыкальных достижений, Амаду и Мариам были неутомимыми активистами, защищающими права африканцев с ограниченными возможностями. Они поддерживали работу Института для слепых в Бамако и своим публичным присутствием повышали осведомленность о проблемах людей с инвалидностью. Их личный пример демонстрировал, что ограниченные физические возможности не являются препятствием для достижения выдающихся результатов.
Уход Амаду Багайоко знаменует «конец эпохи для долгого музыкального доминирования Мали на международном рынке». Его наследие будет жить в ценностях равенства, любви, настойчивости в преодолении инвалидности и приверженности истине. Амаду Багайоко навсегда останется в истории как музыкант, который не только создал уникальный звук, но и проложил дорогу для новых поколений африканских артистов на мировой сцене.

Изображение носит иллюстративный характер
Музыкальная карьера Амаду началась в начале 1970-х годов, когда он играл на электрогитаре в влиятельных малийских танцевальных группах, включая Les Ambassadeurs, где выступал вместе с Салифом Кейтой. Судьбоносная встреча с Мариам Думбия произошла в Институте для слепых в Бамако в 1970-х годах. В 1980 году они поженились, создав не только семейный, но и легендарный творческий союз.
Оба музыканта происходили из южного Мали – Бугуни и Сикассо. Их фамилии Багайоко и Думбия принадлежат к древнему роду «Була» – потомственных кузнецов, чья родословная восходит к императору Сунджате Кейте, основавшему империю Мали в 1235 году. Эти глубокие исторические корни придавали особый колорит их творчеству.
Международный прорыв дуэта произошел с выходом альбома "Dimanche à Bamako" («Воскресенье в Бамако»), спродюсированного франко-испанским музыкантом Ману Чао. Последующие альбомы создавались в сотрудничестве с европейскими продюсерами, включая Деймона Албарна. Их хиты "Sunday in Bamako", "Sabali" и особенно трогательная песня "Tje ni Mousso" («Муж и жена»), отражающая их отношения, принесли дуэту мировую известность и миллионные продажи альбомов.
Музыкальный стиль Амаду и Мариам представлял собой уникальное сочетание традиционной малийской музыки с западным роком, регги и кубинскими ритмами. Это звучание открыло новые горизонты для африканской музыки на международной сцене. Дуэт выступал на самых престижных площадках мира: они открывали чемпионат мира по футболу среди мужчин в 2006 году, закрывали Паралимпийские игры 2024 года и выступали на концерте в честь вручения Нобелевской премии Бараку Обаме.
Что особенно важно, Амаду и Мариам не принадлежали к традиции гриотов – наследственных музыкантов, которые часто восхваляли власть имущих. Вместо этого они пели о любви в обществе, где полигиния была обычным явлением. Их творческий расцвет совпал с окончанием 23-летнего военного режима президента Муссы Траоре (1968-1991), и их музыка отражала новый дух демократии в Мали.
Помимо музыкальных достижений, Амаду и Мариам были неутомимыми активистами, защищающими права африканцев с ограниченными возможностями. Они поддерживали работу Института для слепых в Бамако и своим публичным присутствием повышали осведомленность о проблемах людей с инвалидностью. Их личный пример демонстрировал, что ограниченные физические возможности не являются препятствием для достижения выдающихся результатов.
Уход Амаду Багайоко знаменует «конец эпохи для долгого музыкального доминирования Мали на международном рынке». Его наследие будет жить в ценностях равенства, любви, настойчивости в преодолении инвалидности и приверженности истине. Амаду Багайоко навсегда останется в истории как музыкант, который не только создал уникальный звук, но и проложил дорогу для новых поколений африканских артистов на мировой сцене.