В 2016 году College Board представил новый курс — AP Computer Science Principles (CS Principles), который радикально изменил ландшафт компьютерного образования в американских школах. В отличие от прежнего курса AP Computer Science A, сосредоточенного на программировании на Java, CS Principles охватывает куда более широкий спектр тем: от технологий и вычислений до креативности и совместного решения задач.

Исследование, проведённое учёными из Стэнфорда — Даниэлой Ганелин и Томасом С. Ди — выявило, что введение CS Principles напрямую связано с резким увеличением числа учащихся, сдающих экзамены по информатике, особенно среди тех, кто традиционно был недостаточно представлен в этой области. Результаты были опубликованы 10 апреля в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Согласно данным, после введения CS Principles общее количество экзаменов AP по информатике, сдаваемых школьниками, увеличилось более чем втрое. Особенно поразителен рост среди девушек, а также чернокожих и латиноамериканских учащихся: если до нововведения средняя школа регистрировала около 1,3 экзамена от девушек и 0,7 — от чернокожих или латиноамериканских учеников, то после внедрения курса эти показатели достигли примерно 6 и 3 соответственно, то есть выросли более чем в четыре раза.
При этом популярность классического курса по программированию не снизилась: существенного уменьшения числа сдавших его замечено не было. Более того, школы, где появился CS Principles, зафиксировали рост числа экзаменов и по другим предметам AP: в среднем на 33 экзамена в год, что составляет 9% прироста. Особенно заметно вырос интерес к курсам AP Environmental Science и AP English Language and Composition.
Авторы исследования проанализировали данные всех государственных средних школ Массачусетса за 15 лет (2006–07 — 2020–21), что позволило обобщить результаты на национальном уровне. Массачусетс выбран не случайно: это единственный штат, где детально публикуется статистика по сдаче экзаменов AP с разбивкой по школам, предметам, полу и этнической принадлежности.
«Образование в сфере компьютерных наук ценно на самых разных уровнях, давая ученикам навыки, применимые в самых разных областях», — подчёркивает Даниэла Ганелин. Она отмечает, что знакомство с вычислительными технологиями и искусственным интеллектом критически важно для будущего молодых людей: «Важно, чтобы ученики умели разбираться в этих вопросах, использовать их ответственно и могли сами влиять на развитие технологий в дальнейшем».
Одной из причин успеха нового курса стала его стандартизация: благодаря единой программе и продуманным учебным материалам учителя могут эффективно преподавать сложные темы даже при ограниченном опыте, а школы — быстро запускать такие курсы. «Существуют учебные материалы, есть ресурсы для подготовки учителей, так что любой директор может внедрить CS Principles у себя. И как показывает практика, если курс появляется, то ученики сами приходят — и среди них есть представители всех демографических групп», — отмечает Ганелин.
Появился и так называемый «эффект распространения»: успешный опыт сдачи одного экзамена AP мотивирует учеников пробовать себя в других сложных предметах. «Можно представить себе ситуацию, когда ученик говорит: "Я был успешен здесь" — и решает попробовать свои силы ещё в чём-то», — рассуждает Ганелин.
Томас С. Ди подчёркивает важность результатов: «Мы видим резкое увеличение интереса к содержательным и сложным курсам на уровне старших классов, без того чтобы новые возможности вытесняли уже существующие». По его словам, это редкий и убедительный пример того, как образовательная реформа способствует улучшению ситуации в масштабах всей страны: «Когда курс специально разработан и преподаётся в схожем формате по всей стране, это создаёт лучшие возможности как для подготовки учителей, так и для поддержки учеников».
CS Principles стал причиной примерно двух третей национального прироста числа экзаменов AP по информатике за последнее десятилетие. Помимо решения задачи расширения доступа к передовым образовательным программам, курс помогает преодолеть нехватку преподавателей информатики благодаря унифицированной программе и обучающим ресурсам.
AP Computer Science A остаётся важным курсом для глубинного изучения программирования на Java, но именно CS Principles обеспечивает массовый и разнообразный приток новых участников в сферу компьютерных наук, что критически важно для формирования инклюзивного и конкурентоспособного технологического будущего.

Изображение носит иллюстративный характер
Исследование, проведённое учёными из Стэнфорда — Даниэлой Ганелин и Томасом С. Ди — выявило, что введение CS Principles напрямую связано с резким увеличением числа учащихся, сдающих экзамены по информатике, особенно среди тех, кто традиционно был недостаточно представлен в этой области. Результаты были опубликованы 10 апреля в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Согласно данным, после введения CS Principles общее количество экзаменов AP по информатике, сдаваемых школьниками, увеличилось более чем втрое. Особенно поразителен рост среди девушек, а также чернокожих и латиноамериканских учащихся: если до нововведения средняя школа регистрировала около 1,3 экзамена от девушек и 0,7 — от чернокожих или латиноамериканских учеников, то после внедрения курса эти показатели достигли примерно 6 и 3 соответственно, то есть выросли более чем в четыре раза.
При этом популярность классического курса по программированию не снизилась: существенного уменьшения числа сдавших его замечено не было. Более того, школы, где появился CS Principles, зафиксировали рост числа экзаменов и по другим предметам AP: в среднем на 33 экзамена в год, что составляет 9% прироста. Особенно заметно вырос интерес к курсам AP Environmental Science и AP English Language and Composition.
Авторы исследования проанализировали данные всех государственных средних школ Массачусетса за 15 лет (2006–07 — 2020–21), что позволило обобщить результаты на национальном уровне. Массачусетс выбран не случайно: это единственный штат, где детально публикуется статистика по сдаче экзаменов AP с разбивкой по школам, предметам, полу и этнической принадлежности.
«Образование в сфере компьютерных наук ценно на самых разных уровнях, давая ученикам навыки, применимые в самых разных областях», — подчёркивает Даниэла Ганелин. Она отмечает, что знакомство с вычислительными технологиями и искусственным интеллектом критически важно для будущего молодых людей: «Важно, чтобы ученики умели разбираться в этих вопросах, использовать их ответственно и могли сами влиять на развитие технологий в дальнейшем».
Одной из причин успеха нового курса стала его стандартизация: благодаря единой программе и продуманным учебным материалам учителя могут эффективно преподавать сложные темы даже при ограниченном опыте, а школы — быстро запускать такие курсы. «Существуют учебные материалы, есть ресурсы для подготовки учителей, так что любой директор может внедрить CS Principles у себя. И как показывает практика, если курс появляется, то ученики сами приходят — и среди них есть представители всех демографических групп», — отмечает Ганелин.
Появился и так называемый «эффект распространения»: успешный опыт сдачи одного экзамена AP мотивирует учеников пробовать себя в других сложных предметах. «Можно представить себе ситуацию, когда ученик говорит: "Я был успешен здесь" — и решает попробовать свои силы ещё в чём-то», — рассуждает Ганелин.
Томас С. Ди подчёркивает важность результатов: «Мы видим резкое увеличение интереса к содержательным и сложным курсам на уровне старших классов, без того чтобы новые возможности вытесняли уже существующие». По его словам, это редкий и убедительный пример того, как образовательная реформа способствует улучшению ситуации в масштабах всей страны: «Когда курс специально разработан и преподаётся в схожем формате по всей стране, это создаёт лучшие возможности как для подготовки учителей, так и для поддержки учеников».
CS Principles стал причиной примерно двух третей национального прироста числа экзаменов AP по информатике за последнее десятилетие. Помимо решения задачи расширения доступа к передовым образовательным программам, курс помогает преодолеть нехватку преподавателей информатики благодаря унифицированной программе и обучающим ресурсам.
AP Computer Science A остаётся важным курсом для глубинного изучения программирования на Java, но именно CS Principles обеспечивает массовый и разнообразный приток новых участников в сферу компьютерных наук, что критически важно для формирования инклюзивного и конкурентоспособного технологического будущего.