Ssylka

Как графеновые нанокарманы меняют срок службы и эффективность топливных ячеек для грузового транспор

Декарбонизация транспортной отрасли становится реальностью благодаря активному внедрению гибридных и электрических автомобилей. В то время как легковые машины могут успешно использовать литиевые аккумуляторы, для тяжелых грузовых автомобилей и автобусов электрификация остается сложной задачей. Главная альтернатива — водородные топливные элементы, и их эффективность напрямую зависит от долговечности используемых катализаторов.
Как графеновые нанокарманы меняют срок службы и эффективность топливных ячеек для грузового транспор
Изображение носит иллюстративный характер

Топливные элементы, в частности протонно-обменные мембранные топливные элементы (PEMFC), вырабатывают электричество за счет реакции водорода и кислорода, используя твердую полимерную мембрану для переноса протонов от анода к катоду. Несмотря на очевидные преимущества, широкое внедрение PEMFC в грузовом транспорте ограничено из-за недолговечности и неидеальной эффективности современных катализаторов на основе платины.

В процессе эксплуатации платиновые и сплавные катализаторы постепенно растворяются, атомы металла оседают заново, что приводит к укрупнению частиц и сокращению активной поверхности. Итог — снижение производительности и быстрый износ, что препятствует массовому использованию топливных ячеек в электрических и гибридных грузовиках и автобусах.

Команда исследователей из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) под руководством профессора Юй Хуанга представила инновационный подход, опубликованный в журнале Nature Nanotechnology. Новый катализатор — это ультрамелкие платиновые наночастицы, защищённые графеновыми нанокарманами и закреплённые на пористой форме углерода — кетженблеке. Такое архитектурное решение позволяет добиться одновременно высокой эффективности и рекордной долговечности топливных элементов.

Профессор Юй Хуанг отмечает: «Наше исследование возникло из настоятельной необходимости снизить выбросы грузовых автомобилей, которым требуется увеличенный рабочий ресурс и высокая надежность». Он подчеркивает, что одной из главных проблем остается стабильность катализатора.

Графеновые нанокарманы действуют как защитный барьер: они предотвращают растворение и слипание платиновых наночастиц, сохраняя их в порах углеродного носителя. «Графеновые нанокарманы защищают платиновые наночастицы от растворения и агрегации... Частицы надежно удерживаются в порах углеродной основы, что существенно повышает стабильность и долговечность даже в суровых условиях эксплуатации», — комментирует один из первых авторов работы, Цзэян Лю.

Результаты испытаний нового катализатора демонстрируют беспрецедентную устойчивость: при начальной массовой активности 0,74 А/мг и удельной мощности 1,08 Вт/см² потери мощности после 90 000 циклов напряжения составили менее 1,1%. Прогнозируемый срок службы топливного элемента превышает 200 000 часов, что значительно выше текущих целевых показателей Министерства энергетики США для топливных элементов грузовых автомобилей. «Катализатор показал исключительные характеристики... Потеря мощности после 90 000 циклов составила менее 1,1%, а прогнозируемый срок службы превышает 200 000 часов, что значительно превосходит текущие целевые показатели Министерства энергетики для топливных элементов тяжёлых транспортных средств», — отмечает другой первый автор, Боси Пэн.

В перспективе новая разработка открывает путь к созданию долговечных и высокоэффективных водородных топливных элементов для грузового транспорта, способствуя сокращению выбросов углекислого газа. «Наше исследование — значительный шаг вперёд на пути к сокращению выбросов и повышению топливной экономичности в секторах транспорта, которые существенно влияют на энергопотребление и окружающую среду», — подчёркивает Юй Хуанг.

Дальнейшие исследования направлены на повышение активности и устойчивости платиновых катализаторов, оптимизацию структуры электродов, разработку новых углеродных материалов и совершенствование иономерных компонентов, что критически важно для стабильности и работы топливных элементов на высоких плотностях тока. Особое внимание уделяется совершенствованию мембранно-электродных сборок (MEA) — ключевого элемента PEMFC.

Технологии, представленные исследовательской группой UCLA, открывают новый этап в развитии водородных топливных элементов, приближая массовый переход грузового транспорта на экологически чистые источники энергии.


Новое на сайте

18590Является ли ИИ-архитектура, имитирующая мозг, недостающим звеном на пути к AGI? 18589Как Operation Endgame нанесла сокрушительный удар по глобальной киберпреступности? 18588Кибервойна на скорости машин: почему защита должна стать автоматической к 2026 году 18587Как одна ошибка в коде открыла для хакеров 54 000 файрволов WatchGuard? 18586Криптовалютный червь: как десятки тысяч фейковых пакетов наводнили npm 18585Портативный звук JBL по рекордно низкой цене 18584Воин-крокодил триаса: находка в Бразилии связала континенты 18583Опиум как повседневность древнего Египта 18582Двойной удар по лекарственно-устойчивой малярии 18581Почему взрыв массивной звезды асимметричен в первые мгновения? 18580Почему самые удобные для поиска жизни звезды оказались наиболее враждебными? 18579Смертоносные вспышки красных карликов угрожают обитаемым мирам 18578Почему самый активный подводный вулкан тихого океана заставил ученых пересмотреть дату... 18577Вспышка на солнце сорвала запуск ракеты New Glenn к Марсу 18576Как фишинг-платформа Lighthouse заработала миллиард долларов и почему Google подала на...