Ssylka

Возможно ли повторить полёт гусей в коммерческой авиации?

Авиакомпании ищут вдохновение в природе, обращаясь к биомимикрии для повышения эффективности полетов. Одним из наиболее перспективных направлений является изучение полёта гусей в V-образном строю, который позволяет птицам экономить энергию за счет использования восходящих потоков, создаваемых впереди летящей особью.
Возможно ли повторить полёт гусей в коммерческой авиации?
Изображение носит иллюстративный характер

Ещё в начале 1500-х годов Леонардо да Винчи, изучая полёт птиц, создал свой Codex on the Flight of Birds. Позднее Отто Лилиенталь, Иго Этрих и братья Райт использовали принципы биомимикрии в своих первых летательных аппаратах. Сегодня эта концепция получила новое развитие.

В 2019 году компания Airbus запустила проект "fello'fly", основанный на принципе «извлечения энергии из спутного следа». Летящий следом самолет занимает оптимальную позицию в вихревом потоке, создаваемом ведущим воздушным судном, что позволяет снизить сопротивление воздуха и, как следствие, расход топлива на 5-10%. Аналогичные результаты были получены и NASA.

Развитием проекта "fello'fly" стал проект "Geese", запущенный в июле 2023 года при поддержке Европейского союза и его подразделения по исследованию управления воздушным движением Sesar. Финансирование проекта составило 10 миллионов евро (8,4 миллиона фунтов стерлингов / 10,5 миллиона долларов).

Недавно Delta Air Lines и Airbus объявили о партнерстве, направленном на практическое применение технологии "fello'fly". В рамках испытаний планируется провести маневр «рандеву» над Атлантикой: два пассажирских самолета, например, рейс Air France из Нью-Йорка и рейс Delta Air Lines из Майами, оба направляющиеся в Лондон, сблизятся на расстояние 1,2 морских мили (2,2 км) при сохранении стандартного эшелонирования по высоте в 1000 футов (303 м), когда обычная разрешённая дистанция составляет от 5 до 9,2 км. «Трансатлантические перелеты предоставляют наибольшие возможности для экономии топлива, поскольку речь идет о больших расстояниях и крупных самолетах», – прокомментировал представитель Delta. Аналитик Citi Стивен Трент отметил, что эффективность подхода зависит от маршрута и типа используемого воздушного судна: «Возможность сделать это, например, при перелете из Нью-Йорка в Лондон, будет отличаться от полета самолета из Майами в Мехико».

Параллельно Delta Air Lines реализует и другие инициативы по повышению экологичности. Delta Carbon Council, к 2050 году стремящийся к декарбонизации операций, в 2024 году позволил сэкономить 41 миллион галлонов (65 800 тонн) авиационного топлива. Среди других мер – использование наземного питания вместо двигателей, сокращение векторов захода на посадку, установка винглетов, оптимизация центра тяжести, а также внедрение процедур непрерывного набора высоты и снижения.

Важным направлением является использование устойчивого авиационного топлива (SAF). Delta в 2024 году в четыре раза увеличила использование SAF, хотя его доля пока составляет менее 1% от общего объема топлива. Airbus обязуется закупать несколько миллионов галлонов SAF ежегодно, начиная со второй половины 2025 года. Основным препятствием для широкого внедрения SAF остается его высокая стоимость – более чем в три раза выше, чем у обычного авиакеросина (более 7,50 долларов за галлон против 2,50 долларов за галлон). «Речь идет об экономическом и социальном развитии сельских районов – создании рабочих мест, привлечении инвестиций», – подчеркнул ДеЛука.

Биомимикрия находит применение и в других областях авиастроения. Проект Airbus UpNext, вдохновленный орлами, направлен на создание гибких, адаптивных крыльев, аналогичных разработкам NASA по изменению формы крыла. Boeing и NASA тестируют покрытия, уменьшающие налипание насекомых, основываясь на свойствах листьев лотоса. Lufthansa и BASF разрабатывают пленку AeroShark, имитирующую структуру кожи акулы для снижения сопротивления. «Птицы – эксперты в полете, и мы используем природу для вдохновения технологий», – отметил Китчер.


Новое на сайте

18590Является ли ИИ-архитектура, имитирующая мозг, недостающим звеном на пути к AGI? 18589Как Operation Endgame нанесла сокрушительный удар по глобальной киберпреступности? 18588Кибервойна на скорости машин: почему защита должна стать автоматической к 2026 году 18587Как одна ошибка в коде открыла для хакеров 54 000 файрволов WatchGuard? 18586Криптовалютный червь: как десятки тысяч фейковых пакетов наводнили npm 18585Портативный звук JBL по рекордно низкой цене 18584Воин-крокодил триаса: находка в Бразилии связала континенты 18583Опиум как повседневность древнего Египта 18582Двойной удар по лекарственно-устойчивой малярии 18581Почему взрыв массивной звезды асимметричен в первые мгновения? 18580Почему самые удобные для поиска жизни звезды оказались наиболее враждебными? 18579Смертоносные вспышки красных карликов угрожают обитаемым мирам 18578Почему самый активный подводный вулкан тихого океана заставил ученых пересмотреть дату... 18577Вспышка на солнце сорвала запуск ракеты New Glenn к Марсу 18576Как фишинг-платформа Lighthouse заработала миллиард долларов и почему Google подала на...