В первом же кадре фильма «The Brutalist» венгерский еврей Ласло Тот, сыгранный Эдриеном Броуди, прибывает в Нью-Йорк в 1947 году и видит Статую Свободы под удивительным углом, словно перевернутый символ будущего. Тот — талантливый архитектор и бывший студент Баухауса, спасшийся из концлагеря Бухенвальд. Он надеется возродить свою карьеру в США и воссоединиться с женой Эржебет (Фелисити Джонс), которую война на время отдалила от него.
![Правдиво ли «Бруталист» показывает судьбу еврейских иммигрантов?](/images/topic/8989.jpg)
Вскоре Тот получает заказ от предпринимателя Гаррисона Ли Ван Бюрена, роль которого исполнил Гай Пирс. Его сын Гарри (Джо Элвин) открыто демонстрирует неприязнь, заявляя Тоту: «Мы терпим тебя». Архитектор сталкивается с грубым отношением, в том числе с замечанием «они не хотят нас здесь», что отражает реальное антисемитское настроение некоторых американских сообществ того времени. Несмотря на прежний статус блистательного ученика Баухауса, ему приходится начинать с самых низов, стоять в очередях за хлебом и претерпевать лишения, которых не испытывали Bauhaus-эмигранты, прибывшие в Штаты до Второй мировой войны.
Замысел режиссера и соавтора сценария Брейди Корбета, сотрудничавшего с Монею Фаствольд, пронизывает вся лента: в фильме многократно обыгрывается тема «перевернутой» американской мечты. Корбет, обладающий еврейскими корнями по материнской линии, «берет кувалду» и разбивает иллюзию, возникшую еще в 1931 году, когда писатель Джеймс Траслоу Адамс популяризировал понятие «американской мечты». «The Brutalist» длится три с половиной часа, раскрывая не только трагедию Тота, но и общую проблему тех, кто в послевоенной Америке мечтал о равных шансах, а получил в ответ враждебность и подозрения.
Источником вдохновения для фильма стала архитектурная концепция брутализма 1950-х, а также ранние идеи Баухауса, основанного в Веймаре Вальтером Гропиусом. Режиссер называл своим прототипом сразу нескольких еврейских архитекторов, в том числе Марселя Бройера, Луиса Кана и Миса ван дер Роэ, которые эмигрировали в США до войны. Их творческие карьеры оказались куда менее травматичны, так как они не пережили Холокост лично. Ласло Тот стал собирательным образом, вобравшим в себя и неосуществленные проекты евреев-архитекторов, чьи работы были погублены войной.
С исторической точки зрения многие эксперты, включая Майкла Берковица, профессора современной еврейской истории, считают фильм точнее некоторых «документальных» работ. В те годы архитектура, особенно в престижных бюро, оставалась малодоступной для представителей меньшинств. Тони Кушнер, специалист в области беженских исследований, обращает внимание на судьбу Эли Визеля: он прибыл в США в 1956 году, но еще долго оставался незамеченным. Дополняет картину факт, что в ряде университетов и отелей действовали квоты либо запреты для евреев; при этом даже в Нью-Йорке зафиксированы случаи явной дискриминации, как в истории со Стэнли Кубриком, которому отказали в обслуживании в ресторане.
У Эдриена Броуди, исполнившего роль Тота, есть личная связь с фабулой фильма: его мать, Сильвия Плачи, — венгерская еврейка, бежавшая из страны после революции 1956 года, а отец, Эллиот Броуди, имеет польско-еврейские корни. Персонаж Тота отражает собирательный образ многих, кто ждал шанса вступить в новую жизнь, однако сталкивался с бюрократическими барьерами в виде Закона о перемещенных лицах 1948 года, по которому лишь 400 тысяч беженцев сумели попасть в США (из них около 80 тысяч евреев). Некоторые, так и не сумев восстановить былую карьеру, проходили через трагические судьбы, наподобие венгерской фотографа Магды Сёртеш, выжившей в концлагере, но не нашедшей новой опоры после эмиграции.
Кульминация «The Brutalist» связана с церемонией открытия монументального сооружения Тота в пенсильванской глубинке: его проект отсылает к коридорам, которые он видел в Бухенвальде, и свидетельствует о душевной боли, перерастающей в архитектурный протест. Корбет показывает, как одинокость и травмы толкают героя к попытке сохранить чистоту своего искусства, несмотря на чужие навязанные условия. Фильм собрал десять номинаций на «Оскар», включая «Лучший фильм», «Лучшего режиссера» и «Лучшего актера», и сейчас идет в кинотеатрах, становясь своеобразным памятником тем еврейским архитекторам, чьи проекты так и не были воплощены из-за войны.
![Правдиво ли «Бруталист» показывает судьбу еврейских иммигрантов?](/images/topic/8989.jpg)
Изображение носит иллюстративный характер
Вскоре Тот получает заказ от предпринимателя Гаррисона Ли Ван Бюрена, роль которого исполнил Гай Пирс. Его сын Гарри (Джо Элвин) открыто демонстрирует неприязнь, заявляя Тоту: «Мы терпим тебя». Архитектор сталкивается с грубым отношением, в том числе с замечанием «они не хотят нас здесь», что отражает реальное антисемитское настроение некоторых американских сообществ того времени. Несмотря на прежний статус блистательного ученика Баухауса, ему приходится начинать с самых низов, стоять в очередях за хлебом и претерпевать лишения, которых не испытывали Bauhaus-эмигранты, прибывшие в Штаты до Второй мировой войны.
Замысел режиссера и соавтора сценария Брейди Корбета, сотрудничавшего с Монею Фаствольд, пронизывает вся лента: в фильме многократно обыгрывается тема «перевернутой» американской мечты. Корбет, обладающий еврейскими корнями по материнской линии, «берет кувалду» и разбивает иллюзию, возникшую еще в 1931 году, когда писатель Джеймс Траслоу Адамс популяризировал понятие «американской мечты». «The Brutalist» длится три с половиной часа, раскрывая не только трагедию Тота, но и общую проблему тех, кто в послевоенной Америке мечтал о равных шансах, а получил в ответ враждебность и подозрения.
Источником вдохновения для фильма стала архитектурная концепция брутализма 1950-х, а также ранние идеи Баухауса, основанного в Веймаре Вальтером Гропиусом. Режиссер называл своим прототипом сразу нескольких еврейских архитекторов, в том числе Марселя Бройера, Луиса Кана и Миса ван дер Роэ, которые эмигрировали в США до войны. Их творческие карьеры оказались куда менее травматичны, так как они не пережили Холокост лично. Ласло Тот стал собирательным образом, вобравшим в себя и неосуществленные проекты евреев-архитекторов, чьи работы были погублены войной.
С исторической точки зрения многие эксперты, включая Майкла Берковица, профессора современной еврейской истории, считают фильм точнее некоторых «документальных» работ. В те годы архитектура, особенно в престижных бюро, оставалась малодоступной для представителей меньшинств. Тони Кушнер, специалист в области беженских исследований, обращает внимание на судьбу Эли Визеля: он прибыл в США в 1956 году, но еще долго оставался незамеченным. Дополняет картину факт, что в ряде университетов и отелей действовали квоты либо запреты для евреев; при этом даже в Нью-Йорке зафиксированы случаи явной дискриминации, как в истории со Стэнли Кубриком, которому отказали в обслуживании в ресторане.
У Эдриена Броуди, исполнившего роль Тота, есть личная связь с фабулой фильма: его мать, Сильвия Плачи, — венгерская еврейка, бежавшая из страны после революции 1956 года, а отец, Эллиот Броуди, имеет польско-еврейские корни. Персонаж Тота отражает собирательный образ многих, кто ждал шанса вступить в новую жизнь, однако сталкивался с бюрократическими барьерами в виде Закона о перемещенных лицах 1948 года, по которому лишь 400 тысяч беженцев сумели попасть в США (из них около 80 тысяч евреев). Некоторые, так и не сумев восстановить былую карьеру, проходили через трагические судьбы, наподобие венгерской фотографа Магды Сёртеш, выжившей в концлагере, но не нашедшей новой опоры после эмиграции.
Кульминация «The Brutalist» связана с церемонией открытия монументального сооружения Тота в пенсильванской глубинке: его проект отсылает к коридорам, которые он видел в Бухенвальде, и свидетельствует о душевной боли, перерастающей в архитектурный протест. Корбет показывает, как одинокость и травмы толкают героя к попытке сохранить чистоту своего искусства, несмотря на чужие навязанные условия. Фильм собрал десять номинаций на «Оскар», включая «Лучший фильм», «Лучшего режиссера» и «Лучшего актера», и сейчас идет в кинотеатрах, становясь своеобразным памятником тем еврейским архитекторам, чьи проекты так и не были воплощены из-за войны.