В эпоху стремительного развития технологий искусственного интеллекта (ИИ) вопрос академической честности приобретает новые масштабы. Появление генеративных ИИ, таких как ChatGPT, ставит под сомнение традиционные методы оценки знаний, поскольку студенты все чаще используют эти инструменты для создания ответов и написания курсовых работ. Однако, стоит ли винить исключительно студентов или же рассматривать это явление как симптом более глубоких проблем в системе высшего образования?
В последние десятилетия, начиная с середины 1980-х годов, неолиберализм оказал значительное влияние на государственную политику, включая и сферу образования. Упор на свободный рынок и дерегулирование привел к сокращению финансирования образовательных учреждений. В результате, высшее образование претерпело «неолиберальный поворот». Например, в провинции Онтарио государственное финансирование университетов снизилось с 78% от операционного дохода в 1987-88 годах до всего 24% в 2022 году. Эта тенденция наблюдается по всей стране: государственное финансирование высшего образования сокращается, а доля платы за обучение студентов неуклонно растет.
Подобная политика привела к коммерциализации образования, рассматриваемого теперь как частная инвестиция. Рост платы за обучение и, как следствие, увеличение студенческой задолженности стали реальностью для многих. Параллельно произошла реструктуризация академического труда: все больше преподавателей работают на контрактной основе с низкой заработной платой, составляя в настоящее время половину академического персонала. Увеличение количества студентов в группах также является прямым следствием уменьшения государственного финансирования. Так, отчет Policy Options за 2018 год показал, что процент первокурсников в университетах Онтарио, обучающихся в группах более 100 человек, вырос с чуть менее 25% в 2005 году до 32% в 2018 году. Университеты все больше ориентируются на получение прибыли и сокращение расходов, уделяя приоритетное внимание таким направлениям, как научные исследования и гранты, в ущерб качеству преподавания.
Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на студентов. В докладе Wiley, основанном на опросе более 2000 североамериканских студентов, большинство отметили, что новые технологии, такие как ChatGPT, облегчают обман. Почти половина респондентов назвали высокую стоимость образования фактором, подталкивающим их к обману, чтобы получить хорошие оценки. 36% заявили, что более склонны к обману из-за трудностей в совмещении учебы с работой или семейными обязанностями.
В условиях растущей стоимости образования и стагнирующих доходов многие студенты вынуждены работать неполный или полный рабочий день, параллельно посещая полный курс обучения. Увеличение количества студентов в группах ограничивает возможности для активного взаимодействия между студентами и преподавателями. Кроме того, студенты чаще склонны к обману, если не видят значимости изучаемого материала.
Использование GenAI студентами для списывания – это вопрос морали или недостатка дисциплины. Это отражение более широких структурных проблем, глубоко укоренившихся в системе высшего образования. Кризис студенческой этики и использования GenAI необходимо рассматривать в более широком контексте неолиберальной политики и ее последствий.
Вместо того чтобы просто запрещать использование GenAI, необходимо переосмыслить подход к образованию и использовать эти технологии для вовлеченного обучения. Однако для этого требуются фундаментальные преобразования в системе высшего образования и пересмотр педагогических обязательств. Проблема не в самих технологиях и в тех условиях, в которых они применяются.
Решение проблемы студенческого обмана с использованием GenAI требует комплексного подхода, включающего структурные реформы, пересмотр финансирования высшего образования, улучшение условий труда для преподавателей и разработку инновационных методов обучения, способствующих вовлеченности и мотивации студентов. Только тогда можно будет эффективно бороться с этой проблемой и создать более справедливую и качественную систему высшего образования.
Изображение носит иллюстративный характер
В последние десятилетия, начиная с середины 1980-х годов, неолиберализм оказал значительное влияние на государственную политику, включая и сферу образования. Упор на свободный рынок и дерегулирование привел к сокращению финансирования образовательных учреждений. В результате, высшее образование претерпело «неолиберальный поворот». Например, в провинции Онтарио государственное финансирование университетов снизилось с 78% от операционного дохода в 1987-88 годах до всего 24% в 2022 году. Эта тенденция наблюдается по всей стране: государственное финансирование высшего образования сокращается, а доля платы за обучение студентов неуклонно растет.
Подобная политика привела к коммерциализации образования, рассматриваемого теперь как частная инвестиция. Рост платы за обучение и, как следствие, увеличение студенческой задолженности стали реальностью для многих. Параллельно произошла реструктуризация академического труда: все больше преподавателей работают на контрактной основе с низкой заработной платой, составляя в настоящее время половину академического персонала. Увеличение количества студентов в группах также является прямым следствием уменьшения государственного финансирования. Так, отчет Policy Options за 2018 год показал, что процент первокурсников в университетах Онтарио, обучающихся в группах более 100 человек, вырос с чуть менее 25% в 2005 году до 32% в 2018 году. Университеты все больше ориентируются на получение прибыли и сокращение расходов, уделяя приоритетное внимание таким направлениям, как научные исследования и гранты, в ущерб качеству преподавания.
Все эти факторы оказывают непосредственное влияние на студентов. В докладе Wiley, основанном на опросе более 2000 североамериканских студентов, большинство отметили, что новые технологии, такие как ChatGPT, облегчают обман. Почти половина респондентов назвали высокую стоимость образования фактором, подталкивающим их к обману, чтобы получить хорошие оценки. 36% заявили, что более склонны к обману из-за трудностей в совмещении учебы с работой или семейными обязанностями.
В условиях растущей стоимости образования и стагнирующих доходов многие студенты вынуждены работать неполный или полный рабочий день, параллельно посещая полный курс обучения. Увеличение количества студентов в группах ограничивает возможности для активного взаимодействия между студентами и преподавателями. Кроме того, студенты чаще склонны к обману, если не видят значимости изучаемого материала.
Использование GenAI студентами для списывания – это вопрос морали или недостатка дисциплины. Это отражение более широких структурных проблем, глубоко укоренившихся в системе высшего образования. Кризис студенческой этики и использования GenAI необходимо рассматривать в более широком контексте неолиберальной политики и ее последствий.
Вместо того чтобы просто запрещать использование GenAI, необходимо переосмыслить подход к образованию и использовать эти технологии для вовлеченного обучения. Однако для этого требуются фундаментальные преобразования в системе высшего образования и пересмотр педагогических обязательств. Проблема не в самих технологиях и в тех условиях, в которых они применяются.
Решение проблемы студенческого обмана с использованием GenAI требует комплексного подхода, включающего структурные реформы, пересмотр финансирования высшего образования, улучшение условий труда для преподавателей и разработку инновационных методов обучения, способствующих вовлеченности и мотивации студентов. Только тогда можно будет эффективно бороться с этой проблемой и создать более справедливую и качественную систему высшего образования.