Высшее образование, столетиями считавшееся надежным способом социального лифта, гарантией стабильной работы и финансовой независимости, в современном Зимбабве все чаще оказывается лишь красивой бумажкой, не имеющей реальной ценности. Молодые зимбабвийцы, получившие дипломы, сталкиваются с суровой реальностью: отсутствие работы, невозможность приобрести жилье или автомобиль, погрязнув в бесконечном поиске хоть какого-то заработка. Что же привело к обесцениванию образования в этой африканской стране?
Последние два десятилетия Зимбабве переживает глубокий экономический, финансовый, политический и социальный кризис, который самым болезненным образом отразился на перспективах молодежи. Данные социологического исследования Afrobarometer свидетельствуют о том, что 90% молодых зимбабвийцев имеют среднее и высшее образование (по сравнению с 83% в возрастной группе 36-55 лет). Однако, несмотря на это, 41% молодых людей ищут работу и не могут ее найти, в то время как среди людей старшего поколения этот показатель составляет 26%.
Остроту проблемы отражает зимбабвийская музыка Zimdancehall, в которой молодые исполнители, такие как Winky D ("Twenty Five"), Junior Tatenda ("Kusvikira Rinhi") и She Calaz ("Kurarama"), рассказывают о своей борьбе за выживание, о «хастле», неформальных заработках и несбывшихся мечтах. Эти песни стали своеобразным голосом поколения, отчаявшегося найти свое место в жизни.
Исследования неформальной экономики в Зимбабве и Замбии показывают, что выпускники вузов чувствуют себя обманутыми системой образования, которая не смогла обеспечить им трудоустройство. Они не опускают руки, продолжают получать новые квалификации, надеются на улучшение экономической ситуации и размышляют о том, как можно реформировать систему образования. Многие молодые люди принимали участие в акциях протеста, организованных Коалицией безработных выпускников и движением ThisGown, выступавших против безработицы среди выпускников, а также в более широких социально-экономических и политических протестах ThisFlag и Tajamuka.
Истоки этой проблемы уходят корнями в колониальное прошлое Зимбабве, когда британские колонизаторы создали расистскую систему образования, в которой белые студенты получали академическое образование, а черные – практическое. В 1930-х годах образование помогло сформировать черную прослойку среднего класса, а в 1950-х годах были проведены университетские реформы, но расовая сегрегация сохранялась.
В постколониальный период, в 1980-х годах, система образования была демократизирована. Число учащихся в начальной школе выросло на 242%, а в средней – на 915%. В 1990-х годах было открыто девять новых государственных университетов. Однако ухудшение экономической ситуации в стране оказало огромное давление на систему образования. Уже в 1999 году президентская комиссия отметила, что выпускникам не хватает востребованных на рынке труда навыков. Сокращение государственных расходов, плохие условия труда учителей, политическое вмешательство и «утечка мозгов» привели к системному кризису. Развал формальной экономики резко сократил возможности трудоустройства.
Докторское исследование, посвященное экономической неформализации в Хараре, основано на более чем 120 интервью, проведенных в течение восьми месяцев. В частности, были проанализированы семь основных интервью с выпускниками вузов, работающими в неформальном секторе, и бывшими студенческими лидерами.
«Образование было ключом к успеху, но не было двери, которую можно было бы открыть», – говорит Эшли Пфунье, бывший генеральный секретарь Национального союза студентов Зимбабве. Лиза, одна из опрошенных выпускниц, признается: «Раньше я мечтала о собственном офисе, а теперь мечтаю о том, чтобы однажды у меня был свой магазин».
Одним из возможных решений является изменение учебной программы с целью подготовки производителей и предпринимателей, а также введение образования в области предпринимательства. Правительство Зимбабве предприняло попытку решить эту проблему, разработав программу Education 5.0, внедренную в 2018 году.
Однако модель «Образование-с-Производством», предложенная еще в 1980-х годах, столкнулась с сопротивлением из-за ассоциаций с расистской системой двойного образования. В Зимбабве по-прежнему отдают предпочтение Кембриджской программе и традиционным академическим программам. В стране самое большое количество участников Кембриджского международного экзамена в Африке.
В итоге выпускники вузов чувствуют себя преданными, поскольку образование не оправдало их надежд. Существует напряженность между современностью и выживанием, академическими занятиями и практичностью, обещаниями и реальностью.
Изображение носит иллюстративный характер
Последние два десятилетия Зимбабве переживает глубокий экономический, финансовый, политический и социальный кризис, который самым болезненным образом отразился на перспективах молодежи. Данные социологического исследования Afrobarometer свидетельствуют о том, что 90% молодых зимбабвийцев имеют среднее и высшее образование (по сравнению с 83% в возрастной группе 36-55 лет). Однако, несмотря на это, 41% молодых людей ищут работу и не могут ее найти, в то время как среди людей старшего поколения этот показатель составляет 26%.
Остроту проблемы отражает зимбабвийская музыка Zimdancehall, в которой молодые исполнители, такие как Winky D ("Twenty Five"), Junior Tatenda ("Kusvikira Rinhi") и She Calaz ("Kurarama"), рассказывают о своей борьбе за выживание, о «хастле», неформальных заработках и несбывшихся мечтах. Эти песни стали своеобразным голосом поколения, отчаявшегося найти свое место в жизни.
Исследования неформальной экономики в Зимбабве и Замбии показывают, что выпускники вузов чувствуют себя обманутыми системой образования, которая не смогла обеспечить им трудоустройство. Они не опускают руки, продолжают получать новые квалификации, надеются на улучшение экономической ситуации и размышляют о том, как можно реформировать систему образования. Многие молодые люди принимали участие в акциях протеста, организованных Коалицией безработных выпускников и движением ThisGown, выступавших против безработицы среди выпускников, а также в более широких социально-экономических и политических протестах ThisFlag и Tajamuka.
Истоки этой проблемы уходят корнями в колониальное прошлое Зимбабве, когда британские колонизаторы создали расистскую систему образования, в которой белые студенты получали академическое образование, а черные – практическое. В 1930-х годах образование помогло сформировать черную прослойку среднего класса, а в 1950-х годах были проведены университетские реформы, но расовая сегрегация сохранялась.
В постколониальный период, в 1980-х годах, система образования была демократизирована. Число учащихся в начальной школе выросло на 242%, а в средней – на 915%. В 1990-х годах было открыто девять новых государственных университетов. Однако ухудшение экономической ситуации в стране оказало огромное давление на систему образования. Уже в 1999 году президентская комиссия отметила, что выпускникам не хватает востребованных на рынке труда навыков. Сокращение государственных расходов, плохие условия труда учителей, политическое вмешательство и «утечка мозгов» привели к системному кризису. Развал формальной экономики резко сократил возможности трудоустройства.
Докторское исследование, посвященное экономической неформализации в Хараре, основано на более чем 120 интервью, проведенных в течение восьми месяцев. В частности, были проанализированы семь основных интервью с выпускниками вузов, работающими в неформальном секторе, и бывшими студенческими лидерами.
«Образование было ключом к успеху, но не было двери, которую можно было бы открыть», – говорит Эшли Пфунье, бывший генеральный секретарь Национального союза студентов Зимбабве. Лиза, одна из опрошенных выпускниц, признается: «Раньше я мечтала о собственном офисе, а теперь мечтаю о том, чтобы однажды у меня был свой магазин».
Одним из возможных решений является изменение учебной программы с целью подготовки производителей и предпринимателей, а также введение образования в области предпринимательства. Правительство Зимбабве предприняло попытку решить эту проблему, разработав программу Education 5.0, внедренную в 2018 году.
Однако модель «Образование-с-Производством», предложенная еще в 1980-х годах, столкнулась с сопротивлением из-за ассоциаций с расистской системой двойного образования. В Зимбабве по-прежнему отдают предпочтение Кембриджской программе и традиционным академическим программам. В стране самое большое количество участников Кембриджского международного экзамена в Африке.
В итоге выпускники вузов чувствуют себя преданными, поскольку образование не оправдало их надежд. Существует напряженность между современностью и выживанием, академическими занятиями и практичностью, обещаниями и реальностью.