Ssylka

Диплом – путевка в нищету? Почему образование перестало быть ключом к успеху в Зимбабве?

Высшее образование, столетиями считавшееся надежным способом социального лифта, гарантией стабильной работы и финансовой независимости, в современном Зимбабве все чаще оказывается лишь красивой бумажкой, не имеющей реальной ценности. Молодые зимбабвийцы, получившие дипломы, сталкиваются с суровой реальностью: отсутствие работы, невозможность приобрести жилье или автомобиль, погрязнув в бесконечном поиске хоть какого-то заработка. Что же привело к обесцениванию образования в этой африканской стране?
Диплом – путевка в нищету? Почему образование перестало быть ключом к успеху в Зимбабве?
Изображение носит иллюстративный характер

Последние два десятилетия Зимбабве переживает глубокий экономический, финансовый, политический и социальный кризис, который самым болезненным образом отразился на перспективах молодежи. Данные социологического исследования Afrobarometer свидетельствуют о том, что 90% молодых зимбабвийцев имеют среднее и высшее образование (по сравнению с 83% в возрастной группе 36-55 лет). Однако, несмотря на это, 41% молодых людей ищут работу и не могут ее найти, в то время как среди людей старшего поколения этот показатель составляет 26%.

Остроту проблемы отражает зимбабвийская музыка Zimdancehall, в которой молодые исполнители, такие как Winky D ("Twenty Five"), Junior Tatenda ("Kusvikira Rinhi") и She Calaz ("Kurarama"), рассказывают о своей борьбе за выживание, о «хастле», неформальных заработках и несбывшихся мечтах. Эти песни стали своеобразным голосом поколения, отчаявшегося найти свое место в жизни.

Исследования неформальной экономики в Зимбабве и Замбии показывают, что выпускники вузов чувствуют себя обманутыми системой образования, которая не смогла обеспечить им трудоустройство. Они не опускают руки, продолжают получать новые квалификации, надеются на улучшение экономической ситуации и размышляют о том, как можно реформировать систему образования. Многие молодые люди принимали участие в акциях протеста, организованных Коалицией безработных выпускников и движением ThisGown, выступавших против безработицы среди выпускников, а также в более широких социально-экономических и политических протестах ThisFlag и Tajamuka.

Истоки этой проблемы уходят корнями в колониальное прошлое Зимбабве, когда британские колонизаторы создали расистскую систему образования, в которой белые студенты получали академическое образование, а черные – практическое. В 1930-х годах образование помогло сформировать черную прослойку среднего класса, а в 1950-х годах были проведены университетские реформы, но расовая сегрегация сохранялась.

В постколониальный период, в 1980-х годах, система образования была демократизирована. Число учащихся в начальной школе выросло на 242%, а в средней – на 915%. В 1990-х годах было открыто девять новых государственных университетов. Однако ухудшение экономической ситуации в стране оказало огромное давление на систему образования. Уже в 1999 году президентская комиссия отметила, что выпускникам не хватает востребованных на рынке труда навыков. Сокращение государственных расходов, плохие условия труда учителей, политическое вмешательство и «утечка мозгов» привели к системному кризису. Развал формальной экономики резко сократил возможности трудоустройства.

Докторское исследование, посвященное экономической неформализации в Хараре, основано на более чем 120 интервью, проведенных в течение восьми месяцев. В частности, были проанализированы семь основных интервью с выпускниками вузов, работающими в неформальном секторе, и бывшими студенческими лидерами.

«Образование было ключом к успеху, но не было двери, которую можно было бы открыть», – говорит Эшли Пфунье, бывший генеральный секретарь Национального союза студентов Зимбабве. Лиза, одна из опрошенных выпускниц, признается: «Раньше я мечтала о собственном офисе, а теперь мечтаю о том, чтобы однажды у меня был свой магазин».

Одним из возможных решений является изменение учебной программы с целью подготовки производителей и предпринимателей, а также введение образования в области предпринимательства. Правительство Зимбабве предприняло попытку решить эту проблему, разработав программу Education 5.0, внедренную в 2018 году.

Однако модель «Образование-с-Производством», предложенная еще в 1980-х годах, столкнулась с сопротивлением из-за ассоциаций с расистской системой двойного образования. В Зимбабве по-прежнему отдают предпочтение Кембриджской программе и традиционным академическим программам. В стране самое большое количество участников Кембриджского международного экзамена в Африке.

В итоге выпускники вузов чувствуют себя преданными, поскольку образование не оправдало их надежд. Существует напряженность между современностью и выживанием, академическими занятиями и практичностью, обещаниями и реальностью.


Новое на сайте

14779Взлом аккаунта министра: криптовалютная афера на платформе X 14778Google под прицелом антимонопольной комиссии Японии 14777Хор для тех, кто не умеет петь: как Zest Choir меняет отношение к музыке 14776Поглотила ли покупка Instagram конкуренцию на рынке соцсетей? 14775Как у прилавка с суши возникла уэльская морская трава? 14774Почему муравьи становятся новой целью международных браконьеров? 14773Как пятеро друзей из Dude Perfect стали символом семейного развлечения? 14772Может ли Хельсинки стать новой столицей европейских стартапов? 14771Кто стоял за великой железнодорожной кражей: элита преступного мира? 14770Meta возобновляет обучение искусственного интеллекта на публичных данных европейских... 14769Солнечная буря приносит северное сияние в необычные широты 14768Как WNBA-драфт стал витриной культурной идентичности? 14767Музей Кука вновь открыт: тайна благотворителя остаётся нераскрытой 14766Воссоединение