Математика, зачастую вызывающая трепет и неприязнь у взрослых, может оказывать скрытое, но мощное воздействие на подрастающее поколение. Новое исследование, опубликованное в Journal of Experimental Child Psychology, показывает, что родительская тревога перед математикой напрямую связана с более низкими навыками счета у их детей, и это влияние сохраняется даже после начала школьного обучения.
Группа ученых из Университета Болоньи, университетов Триеста и Мачерата в Италии под руководством доктора Кинги Морсаньи, эксперта в области математического познания из Университета Лафборо, провела масштабное исследование, охватившее детей в возрасте от 3 до 8 лет. В Италии дети начинают посещать школу в возрасте 6 лет. Исследователи обнаружили, что у детей, чьи родители демонстрировали высокую тревогу перед математикой в возрасте трех лет, уже наблюдались худшие навыки счета.
Удивительно, но этот негативный эффект не исчез даже после того, как дети пошли в школу. К восьми годам эти дети по-прежнему демонстрировали более низкую успеваемость по математике по сравнению со своими сверстниками, чьи родители не испытывали подобной тревоги.
Исследование не выявило доказательств того, что дети перенимают родительский страх перед математикой. Вместо этого ученые предполагают, что родители, испытывающие тревогу перед математикой, могут неосознанно избегать математических занятий со своими детьми или передавать им подсознательные негативные сигналы, что сказывается на формировании базовых математических навыков.
Раннее развитие математических навыков имеет решающее значение для будущего академического успеха. Исследования показывают, что хорошее понимание чисел и базовых математических концепций в раннем возрасте является надежным предиктором успеваемости по другим предметам в дальнейшем.
Академические успехи, в свою очередь, открывают двери к лучшим карьерным возможностям, более высокому заработку и общему благополучию в долгосрочной перспективе. Таким образом, влияние родительской тревоги перед математикой на ранние навыки счета детей может иметь далеко идущие последствия для их будущего.
Что же могут сделать родители, чтобы не допустить передачи своей тревоги своим детям? Прежде всего, важно избегать негативных высказываний о математике. Фразы вроде «Я всегда был плох в математике» или «Математика – это ужасно скучно» могут подорвать уверенность ребенка в собственных силах.
Вместо этого родителям рекомендуется проявлять интерес, энтузиазм и поддержку по отношению к математике. Можно вместе решать головоломки, играть в математические игры или просто обсуждать, как математика используется в повседневной жизни.
Если сами родители испытывают дискомфорт при работе с числами, имеет смысл рассмотреть возможность посещения курсов для взрослых или использования онлайн-ресурсов для повышения своей математической уверенности. Родитель, демонстрирующий стремление к обучению, может стать отличным примером для ребенка.
Важно придерживаться «установки на рост» – веры в то, что способности можно развить с помощью усилий и обучения. Ошибки – это не повод для разочарования, а ценные возможности для роста и улучшения. Поддерживая этот подход, родители могут помочь своим детям развить позитивное отношение к математике и преодолеть любые трудности.
Будущие исследования должны быть направлены на дальнейшее изучение роли родителей в раннем математическом развитии детей, а также на выявление причин возникновения тревоги перед математикой. Не менее важно проверить стабильность полученных результатов в разных странах и культурных контекстах. Углубленное понимание этих вопросов позволит разработать эффективные стратегии для поддержки как родителей, так и детей в формировании прочных математических навыков.
Изображение носит иллюстративный характер
Группа ученых из Университета Болоньи, университетов Триеста и Мачерата в Италии под руководством доктора Кинги Морсаньи, эксперта в области математического познания из Университета Лафборо, провела масштабное исследование, охватившее детей в возрасте от 3 до 8 лет. В Италии дети начинают посещать школу в возрасте 6 лет. Исследователи обнаружили, что у детей, чьи родители демонстрировали высокую тревогу перед математикой в возрасте трех лет, уже наблюдались худшие навыки счета.
Удивительно, но этот негативный эффект не исчез даже после того, как дети пошли в школу. К восьми годам эти дети по-прежнему демонстрировали более низкую успеваемость по математике по сравнению со своими сверстниками, чьи родители не испытывали подобной тревоги.
Исследование не выявило доказательств того, что дети перенимают родительский страх перед математикой. Вместо этого ученые предполагают, что родители, испытывающие тревогу перед математикой, могут неосознанно избегать математических занятий со своими детьми или передавать им подсознательные негативные сигналы, что сказывается на формировании базовых математических навыков.
Раннее развитие математических навыков имеет решающее значение для будущего академического успеха. Исследования показывают, что хорошее понимание чисел и базовых математических концепций в раннем возрасте является надежным предиктором успеваемости по другим предметам в дальнейшем.
Академические успехи, в свою очередь, открывают двери к лучшим карьерным возможностям, более высокому заработку и общему благополучию в долгосрочной перспективе. Таким образом, влияние родительской тревоги перед математикой на ранние навыки счета детей может иметь далеко идущие последствия для их будущего.
Что же могут сделать родители, чтобы не допустить передачи своей тревоги своим детям? Прежде всего, важно избегать негативных высказываний о математике. Фразы вроде «Я всегда был плох в математике» или «Математика – это ужасно скучно» могут подорвать уверенность ребенка в собственных силах.
Вместо этого родителям рекомендуется проявлять интерес, энтузиазм и поддержку по отношению к математике. Можно вместе решать головоломки, играть в математические игры или просто обсуждать, как математика используется в повседневной жизни.
Если сами родители испытывают дискомфорт при работе с числами, имеет смысл рассмотреть возможность посещения курсов для взрослых или использования онлайн-ресурсов для повышения своей математической уверенности. Родитель, демонстрирующий стремление к обучению, может стать отличным примером для ребенка.
Важно придерживаться «установки на рост» – веры в то, что способности можно развить с помощью усилий и обучения. Ошибки – это не повод для разочарования, а ценные возможности для роста и улучшения. Поддерживая этот подход, родители могут помочь своим детям развить позитивное отношение к математике и преодолеть любые трудности.
Будущие исследования должны быть направлены на дальнейшее изучение роли родителей в раннем математическом развитии детей, а также на выявление причин возникновения тревоги перед математикой. Не менее важно проверить стабильность полученных результатов в разных странах и культурных контекстах. Углубленное понимание этих вопросов позволит разработать эффективные стратегии для поддержки как родителей, так и детей в формировании прочных математических навыков.