Ssylka

Рыбная мания: древнегреческая паранойя

В Древней Греции существовала своеобразная «рыбная мания», олицетворяемая фигурой «опсофагоса» – человека, одержимого рыбой и морепродуктами. Эта концепция была не просто о переедании, но и отражала глубокие социальные тревоги, связанные с богатством, моралью, сексуальностью и политической коррупцией. Изначально термин «опсон» относился к любой добавке к основной еде из зерна, но со временем стал прочно ассоциироваться именно с рыбой.
Рыбная мания: древнегреческая паранойя
Изображение носит иллюстративный характер

Опсофагос характеризовался как личность, нетерпеливая, эгоистичная, не умеющая себя контролировать и склонная к излишествам. Его жадность проявлялась даже в том, что он ел рыбу, пока она еще была слишком горячей, рискуя обжечься. За этим образом стоял страх перед потерей сдержанности и благоразумия, которые ценились в греческом обществе.

Поэт Филоксен, живший в античности, стал легендой из-за своего ненасытного аппетита. Говорили, что он мечтал о длинной глотке, чтобы продлить удовольствие от глотания или наслаждаться едой и питьем одновременно. Согласно преданию, Филоксен умер, объевшись огромным осьминогом. Эта история превратила его в символ обжорства и невоздержанности. Махон, поэт III века до нашей эры, цитировал Филоксена, говоря, что тот хотел «четырехфутовую глотку, чтобы одновременно наслаждаться едой и питьем». Иоаннис М. Константакос, классический филолог, подтвердил, что Филоксен скончался, поглотив гигантского осьминога.

Именно чрезмерная любовь к рыбе превращалась в обвинение для непопулярных общественных деятелей. Джеймс Дэвидсон, историк социальной и культурной жизни, в своей книге «Рыба, секс и революция в Афинах» утверждал, что свежая рыба была дорогой, что делало её потребление формой «показного потребления». Он связывал образ опсофагоса с моральной паникой: богач растрачивает деньги, эгоистичный гость за столом – всё это становилось проявлением нездоровых излишеств.

Сократ, философ, также был обеспокоен проблемой опсофагии. В «Воспоминаниях о Сократе» Ксенофонта описывается ужин, на котором Сократ обвиняет одного из гостей в том, что он опсофагос, поскольку тот пренебрегает хлебом в пользу закусок. В «Государстве» Платона Сократ выступает за простую диету, противопоставляя её «роскошному государству» с «соусами и сладостями в современном стиле», которое является жадным и воинственным.

Карл А. Шоу, исследователь древнегреческого языка и литературы, утверждал, что существует сильная «метафорическая связь между рыбой и половыми органами». Он отмечает, что куртизанок связывали с их гениталиями, которые, в свою очередь, метафорически ассоциировались с морепродуктами. Это, как следствие, добавляло ещё одну грань в образ опсофагоса, связанную с распущенностью и гедонизмом.

В пьесе Анаксандрида «Одиссей», поставленной на фестивале в городе Дионисии примерно в 370-360 годах до нашей эры, привлекательность рыбы описывается как неотразимая и сексуально-провокационная. Пьеса подчеркивала важность рыбы в социальных и романтических взаимодействиях.

Понятие «опсон» постепенно трансформировалось, перейдя от обозначения любой добавки к зерновым блюдам к указанию преимущественно на рыбу. Моральная паника, связанная с опсофагосом, стала символом тревог, связанных с богатством, неумеренностью и социальным поведением. В то же время существовала метонимия – куртизанки ассоциировались с их гениталиями, а те, в свою очередь, с морепродуктами.

Опсофагос стал одним из типичных персонажей афинской комедии. История Филоксена, желавшего даже в подземном мире доесть своего осьминога, демонстрирует, как далеко могла зайти страсть к рыбе в представлении древних греков. Даже находясь на смертном одре, Филоксен выражал свою обреченность со стоическим смирением. Оптовый рыбный рынок Агоры в Афинах был местом, где страсть к рыбе проявлялась в полной мере.

Таким образом, простая, на первый взгляд, трапеза с рыбой в Древней Греции была наполнена социальным и моральным смыслом. Опсофагос стал символом излишеств, морального упадка, политической коррупции и даже сексуальной распущенности. Этот образ демонстрирует, как еда и привычки питания могут стать инструментом для выражения культурных тревог и динамики власти в обществе.


Новое на сайте

18587Как одна ошибка в коде открыла для хакеров 54 000 файрволов WatchGuard? 18586Криптовалютный червь: как десятки тысяч фейковых пакетов наводнили npm 18585Портативный звук JBL по рекордно низкой цене 18584Воин-крокодил триаса: находка в Бразилии связала континенты 18583Опиум как повседневность древнего Египта 18582Двойной удар по лекарственно-устойчивой малярии 18581Почему взрыв массивной звезды асимметричен в первые мгновения? 18580Почему самые удобные для поиска жизни звезды оказались наиболее враждебными? 18579Смертоносные вспышки красных карликов угрожают обитаемым мирам 18578Почему самый активный подводный вулкан тихого океана заставил ученых пересмотреть дату... 18577Вспышка на солнце сорвала запуск ракеты New Glenn к Марсу 18576Как фишинг-платформа Lighthouse заработала миллиард долларов и почему Google подала на... 18575Почему космический мусор стал реальной угрозой для пилотируемых миссий? 18574Зеленый свидетель: как мох помогает раскрывать преступления 18573Инфраструктурная гонка ИИ: Anthropic инвестирует $50 миллиардов для Claude