Ssylka

Почему Шекспир сделал ведьм центральными фигурами «Макбета»?

В начале семнадцатого века драматург Уильям Шекспир, стремясь заслужить «расположение» своего нового покровителя, короля Англии Якова I, принял стратегическое решение. Он ввёл в свою трагедию «Макбет» — известную как «шотландская пьеса» — ведьм, обращаясь напрямую к одной из главных одержимостей монарха.
Почему Шекспир сделал ведьм центральными фигурами «Макбета»?
Изображение носит иллюстративный характер

Король Яков I, переехавший на английский престол из Шотландии вместе со своей женой, тремя детьми и двором, был суеверным человеком, панически боявшимся магии. Он был известен своей «навязчивой фиксацией на ведьмах», которых он винил во многих бедах как на своей родине, так и в Англии. Значительную часть своей литературной карьеры король посвятил дискредитации колдовства и обвинению ведьм в преступлениях.

Убеждённость Якова I подкреплялась, как он утверждал, «непосредственным опытом» столкновения со «злонамеренной деятельностью ведьм». Во время морского путешествия из Дании со своей невестой Анной Датской его корабль попал в шторм. Король обвинил в этом группу «ведьм из Норт-Бервика», которые якобы пытались потопить судно. Собранные им «доказательства» привели к жестокому преследованию обвиняемых, среди которых были Агнис Сэмпсон и «известный колдун» доктор Фиан, также известный как Джон Каннингем.

Свои взгляды Яков I изложил в двух ключевых работах. В 1591 году он опубликовал памфлет под полным названием «Новости из Шотландии, объявляющие о проклятой жизни и смерти доктора Фиана, известного колдуна». В этой работе он задокументировал судебные процессы над ведьмами из Норт-Бервика.

Его главным трудом («magnum opus») стал трактат из трёх книг под названием «Демонология». Цель этой работы была двойной: во-первых, доказать, «что такие дьявольские искусства были и существуют», и, во-вторых, определить, «какого точного суда и сурового наказания они заслуживают». Первая книга трактата была посвящена магии и некромантии, вторая — колдовству и чародейству, а третья — всем видам духов и призраков.

Именно в эту атмосферу страха и одержимости Шекспир ввёл трёх ведьм в «Макбете». Они стали центральным элементом, движущим сюжет. Их пророчество о том, что Макбет станет королём, подталкивает главного героя на путь «предательства и кровопролития».

Однако Шекспир предложил уникальную трактовку. Его ведьмы лишь предсказывают будущее, но не принимают прямого участия в злодеяниях Макбета. Они запускают цепь событий, но не помогают ему совершать убийства. Такой подход отличался от традиционного изображения ведьм в литературе того времени, где они выступали в роли активных злодеев.

Этот художественный выбор отражал философскую позицию Шекспира: судьбу человека определяют его собственные решения, а не чёрная магия. Как отмечали шекспировед Джордж Уолтон Уильямс и покойный театральный критик профессор Харбидж, пророчество ведьм не утверждало, что Макбет должен стать убийцей, чтобы занять трон. Это был его личный выбор.

В финале пьесы Шекспир вновь расходится с мировоззрением своего покровителя. В то время как Яков I настаивал, что ведьмы заслуживают «сурового наказания», драматург оставляет судьбу своих персонажей-ведьм неизвестной. Они просто исчезают из повествования, подчёркивая, что истинный источник трагедии кроется в честолюбии и «убийственных решениях» самого Макбета.

Документацию литературной карьеры Якова I и подробности о его трактатах «Новости из Шотландии» и «Демонология» подробно исследовал историк Хауэлл В. Калхун. Интерес к теме колдовства и магической защиты сохраняется и в наше время, что подтверждается, например, статьёй Эллисон К. Мейер «Есть ли в вашем доме бутылка ведьмы?», опубликованной 13 мая 2019 года.


Новое на сайте