В начале семнадцатого века драматург Уильям Шекспир, стремясь заслужить «расположение» своего нового покровителя, короля Англии Якова I, принял стратегическое решение. Он ввёл в свою трагедию «Макбет» — известную как «шотландская пьеса» — ведьм, обращаясь напрямую к одной из главных одержимостей монарха.

Король Яков I, переехавший на английский престол из Шотландии вместе со своей женой, тремя детьми и двором, был суеверным человеком, панически боявшимся магии. Он был известен своей «навязчивой фиксацией на ведьмах», которых он винил во многих бедах как на своей родине, так и в Англии. Значительную часть своей литературной карьеры король посвятил дискредитации колдовства и обвинению ведьм в преступлениях.
Убеждённость Якова I подкреплялась, как он утверждал, «непосредственным опытом» столкновения со «злонамеренной деятельностью ведьм». Во время морского путешествия из Дании со своей невестой Анной Датской его корабль попал в шторм. Король обвинил в этом группу «ведьм из Норт-Бервика», которые якобы пытались потопить судно. Собранные им «доказательства» привели к жестокому преследованию обвиняемых, среди которых были Агнис Сэмпсон и «известный колдун» доктор Фиан, также известный как Джон Каннингем.
Свои взгляды Яков I изложил в двух ключевых работах. В 1591 году он опубликовал памфлет под полным названием «Новости из Шотландии, объявляющие о проклятой жизни и смерти доктора Фиана, известного колдуна». В этой работе он задокументировал судебные процессы над ведьмами из Норт-Бервика.
Его главным трудом («magnum opus») стал трактат из трёх книг под названием «Демонология». Цель этой работы была двойной: во-первых, доказать, «что такие дьявольские искусства были и существуют», и, во-вторых, определить, «какого точного суда и сурового наказания они заслуживают». Первая книга трактата была посвящена магии и некромантии, вторая — колдовству и чародейству, а третья — всем видам духов и призраков.
Именно в эту атмосферу страха и одержимости Шекспир ввёл трёх ведьм в «Макбете». Они стали центральным элементом, движущим сюжет. Их пророчество о том, что Макбет станет королём, подталкивает главного героя на путь «предательства и кровопролития».
Однако Шекспир предложил уникальную трактовку. Его ведьмы лишь предсказывают будущее, но не принимают прямого участия в злодеяниях Макбета. Они запускают цепь событий, но не помогают ему совершать убийства. Такой подход отличался от традиционного изображения ведьм в литературе того времени, где они выступали в роли активных злодеев.
Этот художественный выбор отражал философскую позицию Шекспира: судьбу человека определяют его собственные решения, а не чёрная магия. Как отмечали шекспировед Джордж Уолтон Уильямс и покойный театральный критик профессор Харбидж, пророчество ведьм не утверждало, что Макбет должен стать убийцей, чтобы занять трон. Это был его личный выбор.
В финале пьесы Шекспир вновь расходится с мировоззрением своего покровителя. В то время как Яков I настаивал, что ведьмы заслуживают «сурового наказания», драматург оставляет судьбу своих персонажей-ведьм неизвестной. Они просто исчезают из повествования, подчёркивая, что истинный источник трагедии кроется в честолюбии и «убийственных решениях» самого Макбета.
Документацию литературной карьеры Якова I и подробности о его трактатах «Новости из Шотландии» и «Демонология» подробно исследовал историк Хауэлл В. Калхун. Интерес к теме колдовства и магической защиты сохраняется и в наше время, что подтверждается, например, статьёй Эллисон К. Мейер «Есть ли в вашем доме бутылка ведьмы?», опубликованной 13 мая 2019 года.

Изображение носит иллюстративный характер
Король Яков I, переехавший на английский престол из Шотландии вместе со своей женой, тремя детьми и двором, был суеверным человеком, панически боявшимся магии. Он был известен своей «навязчивой фиксацией на ведьмах», которых он винил во многих бедах как на своей родине, так и в Англии. Значительную часть своей литературной карьеры король посвятил дискредитации колдовства и обвинению ведьм в преступлениях.
Убеждённость Якова I подкреплялась, как он утверждал, «непосредственным опытом» столкновения со «злонамеренной деятельностью ведьм». Во время морского путешествия из Дании со своей невестой Анной Датской его корабль попал в шторм. Король обвинил в этом группу «ведьм из Норт-Бервика», которые якобы пытались потопить судно. Собранные им «доказательства» привели к жестокому преследованию обвиняемых, среди которых были Агнис Сэмпсон и «известный колдун» доктор Фиан, также известный как Джон Каннингем.
Свои взгляды Яков I изложил в двух ключевых работах. В 1591 году он опубликовал памфлет под полным названием «Новости из Шотландии, объявляющие о проклятой жизни и смерти доктора Фиана, известного колдуна». В этой работе он задокументировал судебные процессы над ведьмами из Норт-Бервика.
Его главным трудом («magnum opus») стал трактат из трёх книг под названием «Демонология». Цель этой работы была двойной: во-первых, доказать, «что такие дьявольские искусства были и существуют», и, во-вторых, определить, «какого точного суда и сурового наказания они заслуживают». Первая книга трактата была посвящена магии и некромантии, вторая — колдовству и чародейству, а третья — всем видам духов и призраков.
Именно в эту атмосферу страха и одержимости Шекспир ввёл трёх ведьм в «Макбете». Они стали центральным элементом, движущим сюжет. Их пророчество о том, что Макбет станет королём, подталкивает главного героя на путь «предательства и кровопролития».
Однако Шекспир предложил уникальную трактовку. Его ведьмы лишь предсказывают будущее, но не принимают прямого участия в злодеяниях Макбета. Они запускают цепь событий, но не помогают ему совершать убийства. Такой подход отличался от традиционного изображения ведьм в литературе того времени, где они выступали в роли активных злодеев.
Этот художественный выбор отражал философскую позицию Шекспира: судьбу человека определяют его собственные решения, а не чёрная магия. Как отмечали шекспировед Джордж Уолтон Уильямс и покойный театральный критик профессор Харбидж, пророчество ведьм не утверждало, что Макбет должен стать убийцей, чтобы занять трон. Это был его личный выбор.
В финале пьесы Шекспир вновь расходится с мировоззрением своего покровителя. В то время как Яков I настаивал, что ведьмы заслуживают «сурового наказания», драматург оставляет судьбу своих персонажей-ведьм неизвестной. Они просто исчезают из повествования, подчёркивая, что истинный источник трагедии кроется в честолюбии и «убийственных решениях» самого Макбета.
Документацию литературной карьеры Якова I и подробности о его трактатах «Новости из Шотландии» и «Демонология» подробно исследовал историк Хауэлл В. Калхун. Интерес к теме колдовства и магической защиты сохраняется и в наше время, что подтверждается, например, статьёй Эллисон К. Мейер «Есть ли в вашем доме бутылка ведьмы?», опубликованной 13 мая 2019 года.