Ssylka

Действительно ли наше сознание – это просто искусный фокус?

Философ Даниел Деннет, известный своей харизмой «рок-звезды», был одним из «Четырех всадников Апокалипсиса». В эту группу также входили Ричард Докинз, Сэм Харрис и Кристофер Хитченс. Их общей целью был поиск натуралистических, то есть научных, объяснений явлениям, которые часто считаются сверхъестественными. Однако, в отличие от своих коллег, сосредоточенных на религии и суевериях, Деннет направил свой основной удар на самую загадочную область – человеческий разум.
Действительно ли наше сознание – это просто искусный фокус?
Изображение носит иллюстративный характер

Интеллектуальные корни Деннета уходят к его учителю, философу Гилберту Райлу. Именно Райл ввел в оборот знаменитое выражение «призрак в машине». Эта фраза стала язвительной критикой дуализма Рене Декарта, который утверждал, что человек состоит из двух отдельных субстанций: материального тела (res extensa) и нематериального, мыслящего разума (res cogitans). Райл и Деннет считали такую идею «нонсенсом», суеверной попыткой объяснить то, что еще не было понято наукой.

Проблема, которую Деннет взялся решить, известна как «трудная проблема сознания» – термин, введенный философом Дэвидом Чалмерсом. Она заключается в вопросе: как объяснить субъективный опыт от первого лица, наши чувства и ощущения, в рамках научного натурализма? Деннет предложил радикальный ответ: сознание не является фундаментальной субстанцией или загадочным свойством вселенной. Это побочный продукт других когнитивных процессов, развившихся в ходе эволюции.

Его работа стала мостом между эволюционной психологией и современной нейробиологией. Деннет описывал эволюцию «разумности» как постепенный процесс. Все началось с простейших причинно-следственных инстинктов, например, когда растение поворачивается к солнцу. Со временем это развилось в то, что он называл «рудиментарной интенциональностью» – как у ястреба, кружащего над добычей. Спустя тысячелетия из этой интенциональности и «проросло» человеческое сознание.

На вопрос «Что такое сознание?» Деннет отвечал, отвергая популярную идею о том, что это нечто «суперкалифраджилистикэкспиалидошес» – чудо, разделяющее вселенную надвое. Он настаивал: сознание удивительно, но это не чудо. Это сценическая магия. Как и любой фокус, оно кажется необъяснимым, но на самом деле является набором хорошо исполненных «трюков». Задача науки – выяснить, что это за трюки и как они работают вместе.

Многих людей пугает такая идея, они воспринимают ее как «посягательство на их достоинство или уникальность». Однако Деннет видел за этим страхом скрытую повестку: боязнь потерять свободу воли. Люди опасаются, что если сознание – это лишь механизм, то свободы воли не существует, жизнь не имеет смысла, а мы не несем ответственности за свои поступки. Этот страх, по мнению Деннета, мешает людям серьезно отнестись к его идее, потому что они просто не хотят, чтобы она была правдой.

Философ уверял, что в рамках его механистической модели мы можем иметь «все виды свободы воли, которые стоит желать». Он считал, что традиционные, абсолютные представления о свободе воли – это «необоснованные желания». Ключ к разгадке, по его мнению, лежит не в физике, в спорах между детерминизмом и индетерминизмом, а в биологии и эволюции.

Деннет подчеркивал тот факт, что на протяжении миллиардов лет на Земле существовала жизнь, но не было свободы воли. Она появилась в результате эволюции. Уникальность человека заключается в его когнитивных способностях, которые «затмевают» возможности даже дельфинов и шимпанзе. Мы не просто действуем по каким-то причинам; мы способны представлять эти причины самим себе и другим.

Фундаментом человеческой свободы является простая способность ответить на вопрос: «Почему ты это сделал?». Именно она лежит в основе ответственности. Само слово «ответственность» происходит от глагола «отвечать». Мы ответственны, потому что мы можем ответить на вызов и объяснить причины своих действий.

Эта способность дает нам силу и обязанность думать наперед, предвидеть последствия и делиться мудростью. В этом и заключается настоящая свобода, которой не обладает ни один другой вид на планете. Источником подлинного удивления является не какой-то мистический «призрак», а сам мозг – невероятно сложный механизм, исполняющий этот великий фокус, который мы называем сознанием.


Новое на сайте

18586Криптовалютный червь: как десятки тысяч фейковых пакетов наводнили npm 18585Портативный звук JBL по рекордно низкой цене 18584Воин-крокодил триаса: находка в Бразилии связала континенты 18583Опиум как повседневность древнего Египта 18582Двойной удар по лекарственно-устойчивой малярии 18581Почему взрыв массивной звезды асимметричен в первые мгновения? 18580Почему самые удобные для поиска жизни звезды оказались наиболее враждебными? 18579Смертоносные вспышки красных карликов угрожают обитаемым мирам 18578Почему самый активный подводный вулкан тихого океана заставил ученых пересмотреть дату... 18577Вспышка на солнце сорвала запуск ракеты New Glenn к Марсу 18576Как фишинг-платформа Lighthouse заработала миллиард долларов и почему Google подала на... 18575Почему космический мусор стал реальной угрозой для пилотируемых миссий? 18574Зеленый свидетель: как мох помогает раскрывать преступления 18573Инфраструктурная гонка ИИ: Anthropic инвестирует $50 миллиардов для Claude 18572Кровь активных мышей омолодила мозг ленивых сородичей