Ssylka

Действительно ли наше сознание – это просто искусный фокус?

Философ Даниел Деннет, известный своей харизмой «рок-звезды», был одним из «Четырех всадников Апокалипсиса». В эту группу также входили Ричард Докинз, Сэм Харрис и Кристофер Хитченс. Их общей целью был поиск натуралистических, то есть научных, объяснений явлениям, которые часто считаются сверхъестественными. Однако, в отличие от своих коллег, сосредоточенных на религии и суевериях, Деннет направил свой основной удар на самую загадочную область – человеческий разум.
Действительно ли наше сознание – это просто искусный фокус?
Изображение носит иллюстративный характер

Интеллектуальные корни Деннета уходят к его учителю, философу Гилберту Райлу. Именно Райл ввел в оборот знаменитое выражение «призрак в машине». Эта фраза стала язвительной критикой дуализма Рене Декарта, который утверждал, что человек состоит из двух отдельных субстанций: материального тела (res extensa) и нематериального, мыслящего разума (res cogitans). Райл и Деннет считали такую идею «нонсенсом», суеверной попыткой объяснить то, что еще не было понято наукой.

Проблема, которую Деннет взялся решить, известна как «трудная проблема сознания» – термин, введенный философом Дэвидом Чалмерсом. Она заключается в вопросе: как объяснить субъективный опыт от первого лица, наши чувства и ощущения, в рамках научного натурализма? Деннет предложил радикальный ответ: сознание не является фундаментальной субстанцией или загадочным свойством вселенной. Это побочный продукт других когнитивных процессов, развившихся в ходе эволюции.

Его работа стала мостом между эволюционной психологией и современной нейробиологией. Деннет описывал эволюцию «разумности» как постепенный процесс. Все началось с простейших причинно-следственных инстинктов, например, когда растение поворачивается к солнцу. Со временем это развилось в то, что он называл «рудиментарной интенциональностью» – как у ястреба, кружащего над добычей. Спустя тысячелетия из этой интенциональности и «проросло» человеческое сознание.

На вопрос «Что такое сознание?» Деннет отвечал, отвергая популярную идею о том, что это нечто «суперкалифраджилистикэкспиалидошес» – чудо, разделяющее вселенную надвое. Он настаивал: сознание удивительно, но это не чудо. Это сценическая магия. Как и любой фокус, оно кажется необъяснимым, но на самом деле является набором хорошо исполненных «трюков». Задача науки – выяснить, что это за трюки и как они работают вместе.

Многих людей пугает такая идея, они воспринимают ее как «посягательство на их достоинство или уникальность». Однако Деннет видел за этим страхом скрытую повестку: боязнь потерять свободу воли. Люди опасаются, что если сознание – это лишь механизм, то свободы воли не существует, жизнь не имеет смысла, а мы не несем ответственности за свои поступки. Этот страх, по мнению Деннета, мешает людям серьезно отнестись к его идее, потому что они просто не хотят, чтобы она была правдой.

Философ уверял, что в рамках его механистической модели мы можем иметь «все виды свободы воли, которые стоит желать». Он считал, что традиционные, абсолютные представления о свободе воли – это «необоснованные желания». Ключ к разгадке, по его мнению, лежит не в физике, в спорах между детерминизмом и индетерминизмом, а в биологии и эволюции.

Деннет подчеркивал тот факт, что на протяжении миллиардов лет на Земле существовала жизнь, но не было свободы воли. Она появилась в результате эволюции. Уникальность человека заключается в его когнитивных способностях, которые «затмевают» возможности даже дельфинов и шимпанзе. Мы не просто действуем по каким-то причинам; мы способны представлять эти причины самим себе и другим.

Фундаментом человеческой свободы является простая способность ответить на вопрос: «Почему ты это сделал?». Именно она лежит в основе ответственности. Само слово «ответственность» происходит от глагола «отвечать». Мы ответственны, потому что мы можем ответить на вызов и объяснить причины своих действий.

Эта способность дает нам силу и обязанность думать наперед, предвидеть последствия и делиться мудростью. В этом и заключается настоящая свобода, которой не обладает ни один другой вид на планете. Источником подлинного удивления является не какой-то мистический «призрак», а сам мозг – невероятно сложный механизм, исполняющий этот великий фокус, который мы называем сознанием.


Новое на сайте