Ssylka

Шедевры двух мастеров на коже древней сибирской мумии

Тело 50-летней женщины пазырыкской культуры, скончавшейся более двух тысячелетий назад, было сохранено в сибирской вечной мерзлоте. Невидимые невооруженным глазом татуировки на её коже удалось выявить с помощью съемки в ближнем инфракрасном диапазоне. Сложность рисунков такова, что их воспроизведение стало бы серьезным вызовом даже для современных профессионалов.
Шедевры двух мастеров на коже древней сибирской мумии
Изображение носит иллюстративный характер

На правом предплечье женщины изображены два полосатых тигра и один пятнистый леопард, переплетенные с двумя оленями. Эта работа описана как виртуозно нанесенная, плавно следующая за мускулатурой руки и демонстрирующая мастерское владение перспективой. Композиция считается работой опытного мастера.

На левом предплечье находится другая сцена: копытное животное, предположительно с рогами, атакованное фантастическим грифоноподобным существом. Эта татуировка отличается менее точным с анатомической точки зрения и более грубым исполнением по сравнению с рисунками на правой руке.

Стилистические и технические различия в татуировках указывают на две основные версии. Согласно первой, рисунки были выполнены двумя разными художниками с разным уровнем мастерства — мастером и, вероятно, его учеником. Вторая гипотеза предполагает, что это работы одного и того же художника, но на разных этапах его карьеры: раннем и позднем.

Исследование было представлено Джино Каспари из Института геоантропологии Макса Планка в Йене, Германия. Отчет был опубликован 31 июля в научном журнале Antiquity.

Соавтором исследования выступил Дэниел Ридай, эксперт по искусству предков, проживающий на юге Франции. В прошлом Ридай провел эксперимент, в ходе которого нанес себе татуировки копиями доисторических инструментов для понимания древней техники. Именно Д. Ридаю принадлежат полученные изображения татуировок мумии.

Установлено, что татуировки наносились методом «прокалывания палочкой» (stick-and-poke). Для создания толстых линий, вероятно, использовался многоточечный инструмент.

Тонкие линии, например, вокруг рогов оленей, предполагают использование более тонкого одноточечного инструмента. Физических доказательств существования этих приспособлений не найдено.

Исследователи предполагают, что инструменты были изготовлены из органических материалов, таких как пучки шипов, которые не сохранились с течением времени.

Пазырыкская культура представляла собой сообщество кочевников-всадников евразийских степей. Изощренность татуировок свидетельствует о высоком уровне развития искусства и мастерства в их обществе.


Новое на сайте

18880Почему даже элитные суперраспознаватели проваливают тесты на выявление дипфейков без... 18879Шесть легендарных древних городов и столиц империй, местоположение которых до сих пор... 18878Обзор самых необычных медицинских диагнозов и клинических случаев 2025 года 18877Критическая уязвимость CVE-2025-14847 в MongoDB открывает удаленный доступ к памяти... 18876Научное обоснование классификации солнца как желтого карлика класса G2V 18875Как безграничная преданность горным гориллам привела Дайан Фосси к жестокой гибели? 18874Новый родственник спинозавра из Таиланда меняет представления об эволюции хищников Азии 18873Как новая электрохимическая технология позволяет удвоить добычу водорода и снизить... 18872Могут ли ледяные гиганты Уран и Нептун на самом деле оказаться каменными? 18871Внедрение вредоносного кода в расширение Trust Wallet привело к хищению 7 миллионов... 18870Проверка клинического мышления на основе редких медицинских случаев 2025 года 18869Реконструкция черепа возрастом 1,5 миллиона лет меняет представление об эволюции Homo... 18868Почему декабрь — идеальное время для навигации по сокровищам звездного неба северного... 18867Смертельная угроза немониторируемых вулканов и глобальные последствия игнорирования... 18866Вулканическая цепь коконукос: уникальный природный феномен в сердце колумбийских Анд