Ssylka

Шедевры двух мастеров на коже древней сибирской мумии

Тело 50-летней женщины пазырыкской культуры, скончавшейся более двух тысячелетий назад, было сохранено в сибирской вечной мерзлоте. Невидимые невооруженным глазом татуировки на её коже удалось выявить с помощью съемки в ближнем инфракрасном диапазоне. Сложность рисунков такова, что их воспроизведение стало бы серьезным вызовом даже для современных профессионалов.

На правом предплечье женщины изображены два полосатых тигра и один пятнистый леопард, переплетенные с двумя оленями. Эта работа описана как виртуозно нанесенная, плавно следующая за мускулатурой руки и демонстрирующая мастерское владение перспективой. Композиция считается работой опытного мастера.

На левом предплечье находится другая сцена: копытное животное, предположительно с рогами, атакованное фантастическим грифоноподобным существом. Эта татуировка отличается менее точным с анатомической точки зрения и более грубым исполнением по сравнению с рисунками на правой руке.

Стилистические и технические различия в татуировках указывают на две основные версии. Согласно первой, рисунки были выполнены двумя разными художниками с разным уровнем мастерства — мастером и, вероятно, его учеником. Вторая гипотеза предполагает, что это работы одного и того же художника, но на разных этапах его карьеры: раннем и позднем.

Исследование было представлено Джино Каспари из Института геоантропологии Макса Планка в Йене, Германия. Отчет был опубликован 31 июля в научном журнале Antiquity.

Соавтором исследования выступил Дэниел Ридай, эксперт по искусству предков, проживающий на юге Франции. В прошлом Ридай провел эксперимент, в ходе которого нанес себе татуировки копиями доисторических инструментов для понимания древней техники. Именно Д. Ридаю принадлежат полученные изображения татуировок мумии.

Установлено, что татуировки наносились методом «прокалывания палочкой» (stick-and-poke). Для создания толстых линий, вероятно, использовался многоточечный инструмент.

Тонкие линии, например, вокруг рогов оленей, предполагают использование более тонкого одноточечного инструмента. Физических доказательств существования этих приспособлений не найдено.

Исследователи предполагают, что инструменты были изготовлены из органических материалов, таких как пучки шипов, которые не сохранились с течением времени.

Пазырыкская культура представляла собой сообщество кочевников-всадников евразийских степей. Изощренность татуировок свидетельствует о высоком уровне развития искусства и мастерства в их обществе.


Новое на сайте