Ssylka

Крестовый поход Кеннеди против системы компенсаций за вакцины

Министр здравоохранения Роберт Ф. Кеннеди-младший заявил о намерении «исправить» и «революционизировать» федеральную Программу компенсации вреда от вакцин (VICP), назвав ее «сломанной». Это заявление вызвало серьезную обеспокоенность среди экспертов в области здравоохранения из-за многолетней деятельности Кеннеди в качестве лидера антипрививочного движения. Специалист по общественному здравоохранению из Йельского университета Джейсон Шварц опасается, что Кеннеди использует свои «широкие полномочия» для расширения программы на недоказанные случаи вреда, отражая его убеждение в том, что программа «слишком скупа».

Программа компенсации вреда от вакцин (VICP) была создана Конгрессом в 1986 году и подписана президентом Рональдом Рейганом. Ее цель — обеспечивать быструю компенсацию без установления вины за известные и доказанные побочные эффекты вакцин, такие как редкие аллергические реакции. Одновременно программа защищает производителей вакцин от коллективных исков, которые в свое время заставили многие компании уйти с рынка.

За время своего существования программа выплатила 5,4 миллиарда долларов, удовлетворяя около 40% всех поданных заявлений. Однако максимальный размер компенсации за вред здоровью или смерть составляет 250 000 долларов — эта сумма не менялась с 1986 года. Процесс рассмотрения дел крайне медленный, в среднем занимая от двух до трех лет, что во многом связано с огромной загруженностью и нехваткой персонала: в программе работают всего восемь специальных арбитров.

Даже критики Кеннеди признают, что VICP нуждается в модернизации. Адвокаты по делам о вреде от вакцин, такие как Лия Дюрант, описывают процесс как становящийся все более «обременительным и состязательным». Трехлетний срок давности для подачи иска считается слишком коротким. Профессор права Калифорнийского университета Гастингс Дорит Рейсс подчеркивает, что у США есть «этическое обязательство» платить оперативно, так как «быстрая и щедрая компенсация» повышает общественное доверие к программам вакцинации.

Кеннеди обвиняет федеральных юристов и арбитров программы в «неэффективности, фаворитизме и откровенной коррупции». В июне Министерство здравоохранения и социальных служб (HHS), которое он возглавляет, заключило контракт на 150 000 долларов с юридической фирмой из Аризоны для получения «экспертных знаний». Нанятый по этому контракту адвокат Эндрю Даунинг известен тем, что вел судебные процессы против компании Merck из-за ее вакцины от ВПЧ «Гардасил», утверждая, что она вызывает редкое двигательное расстройство. Приблизительно 70% исков против Merck по «Гардасилу» начинались как заявления, поданные Даунингом в VICP.

Личная вовлеченность Кеннеди в этот вопрос вызывает дополнительные опасения. До своего назначения на пост министра он работал адвокатом и консультантом по судебным процессам, связанным с «Гардасилом». Он получал платежи за направление клиентов в юридическую фирму Wisner Baum, где работает его сын, что указывает на потенциальный конфликт интересов. Свои взгляды на программу он также озвучивал в интервью медиа-персоне Такеру Карлсону.

Эксперты опасаются двух основных сценариев реформы. Первый — Кеннеди может использовать свою власть, чтобы добавить в официальный перечень компенсируемых травм такие состояния, как аутизм, ссылаясь на «новые доказательства». Это идет вразрез с решениями программы, которая в начале 2000-х годов отклонила более 5000 исков, связывающих вакцины с аутизмом, на основании сотен научных исследований.

Эту идею активно поддерживают такие группы, как Children's Health Defense, которую ранее возглавлял Кеннеди. На недавних слушаниях в Сенате США под названием «Голос пострадавших от вакцин» научный руководитель организации Брайан Хукер рассказал о своей 16-летней безуспешной попытке получить компенсацию за аутизм своего сына, который он связывает с вакциной MMR.

Доктор Пол Оффит, исследователь вакцин из Детской больницы Филадельфии, предупреждает о катастрофических последствиях такого шага. По его словам, это «резко увеличит» количество дел и может привести к банкротству фонда. Чтобы пополнить его, правительству придется повысить налоги на вакцины, что сделает их дороже и приведет к «распаду» инфраструктуры вакцинации в США.

Второй сценарий заключается в том, что Кеннеди может исключить определенные вакцины из-под защиты VICP. Это позволит людям подавать иски непосредственно против производителей в гражданские суды, минуя программу.

Доктор Оффит считает, что этот путь не менее опасен. Иски по научно необоснованным претензиям могут иметь больше шансов на успех перед присяжными, которые «ничего не знают о науке или медицине» и с меньшей вероятностью будут «руководствоваться данными». Это может возродить угрозу массовых судебных разбирательств, для предотвращения которой и была создана программа в 1986 году.


Новое на сайте