Питер Слоун, старший преподаватель английской литературы в Университете Бакингема, в своей книге «От разрыва к убежищу: Координаты современных нарративов беженцев» (Liverpool University Press) исследует, как литература помогает перемещенным лицам осмыслить разрушенную жизнь и вернуть чувство субъектности и принадлежности. Эти тексты выполняют функции, выходящие за пределы эстетики. Личный и коллективный опыт облекается в форму, облегчающую «бремя прошлого», как отмечает писательница Атия Абави, родившаяся в семье афганских беженцев в Германии, автор романа «Земля вечных прощаний» (2018).

Одновременно эта литература бросает вызов доминирующему западному дискурсу, который зачастую сводит трагедию к сухим цифрам, игнорирует колониальные корни кризисов в странах Глобального Юга и демонизирует беженцев. Писатели решительно напоминают: беженцы – это люди, оказавшиеся в «худшем месте в мире», а не «худшие люди в мире», как формулирует это идею Кристи Лефтери в своем романе «Алеппский пчеловод» (2019).
Слоун фокусируется на художественной прозе и мемуарах самих беженцев или с нарратором-беженцем, выделяя ключевые «координаты» их пути: утраченный дом, конфликт, побег, лагеря, убежище. Наиболее разработанной координатой оказывается образ утраченного дома – источник ностальгии и точка отсчета. Напротив, «убежище» как конечная точка привлекает меньше внимания авторов. Восстановление субъектности начинается с акта рассказывания собственной истории, символически выраженного в позиции «Спасибо, но я расскажу свою историю сам». Это превращает беженца из объекта в действующее лицо.
Даже признавая неизбежность бегства, авторы подчеркивают, что субъектность проявляется в малых выборах уже в лагерях. Дине Найери, ирано-американской писательнице, автору роман-мемуара «Неблагодарный беженец: Что иммигранты никогда вам не расскажут» (2019), принадлежит наблюдение: истории становятся жизненно важным ментальным побегом из лагерной реальности. В то время как интервью для получения убежища требуют упрощенных фактов преследования, литература позволяет передать полноту утраченной жизни – детские радости, семейные ужины, игры – утверждая: «Мы – больше, чем наше страдание». Структура часто линейна (от детства к взрослению в изгнании), так как формальных экспериментов, как в модернизме, травма не требует, хотя есть исключения, как атомизированные повествования иракского писателя Хассана Бласима («Бог 99», 2020).
Исторический контекст важен. Слоун противопоставляет современные нарративы, рожденные конфликтами на Ближнем Востоке, в Африке и Азии, часто «оторванные от наших собственных прошлых нарративов», литературе послевоенной еврейской диаспоры. Последняя создавалась интеллектуалами (Франкфуртская школа) и получила широкое сочувствие Запада, связанное с его историей («освобождение лагерей»), что привело к созданию Израиля. Современным авторам, как лауреат «гранта для гениев» Макартура 2012 года Динав Менгесту, часто не хватает академической или политической подготовки предшественников. Теоретически Слоун опирается на мысль Ханны Арендт: правовая защита условна и зависит от гражданства, оставляя беженцев гражданами второго сорта. Он осторожен в отношении «интеллектуальной эксплуатации» и риска авторитарного представления сознания субалтерна, о чем предупреждала теоретик Лила Ганди.
Мотивацией для Слоуна послужили шок от смерти сирийского мальчика Алана Курди (2015) и возмущение редукцией беженцев до парадоксальных категорий (жертвы/угроза). Он стремился центрировать голоса беженцев, признавая их тексты искусством в рамках литературной традиции, сознавая собственную привилегию «взять тему и оставить её». Его книга восполняет пробел: при том, что более 100 миллионов перемещенных лиц лишены базовых прав, академических работ о современной литературе беженцев мало по сравнению с исследованиями индийской или еврейской диаспоры. Текстуры этих нарративов разнообразны: как показывает статья Х. М. А. Леоу «Коварная сентиментальность «Мостом Обезьяны» Лан Као» (23 июля 2023), они могут подрывать ожидания искупительных иммигрантских сюжетов. Окончательное «убежище» редко означает конец пути; оно несет отчуждение (язык, культура), хотя, как показывает опыт после жестокого раздела Индии и Пакистана в 1947 году, со временем возможна взаимная ассимиляция. Слоун продолжает работу над сборником эссе о мировом искусстве беженцев совместно с доктором Кэти Браун (Эксетерский университет).

Изображение носит иллюстративный характер
Одновременно эта литература бросает вызов доминирующему западному дискурсу, который зачастую сводит трагедию к сухим цифрам, игнорирует колониальные корни кризисов в странах Глобального Юга и демонизирует беженцев. Писатели решительно напоминают: беженцы – это люди, оказавшиеся в «худшем месте в мире», а не «худшие люди в мире», как формулирует это идею Кристи Лефтери в своем романе «Алеппский пчеловод» (2019).
Слоун фокусируется на художественной прозе и мемуарах самих беженцев или с нарратором-беженцем, выделяя ключевые «координаты» их пути: утраченный дом, конфликт, побег, лагеря, убежище. Наиболее разработанной координатой оказывается образ утраченного дома – источник ностальгии и точка отсчета. Напротив, «убежище» как конечная точка привлекает меньше внимания авторов. Восстановление субъектности начинается с акта рассказывания собственной истории, символически выраженного в позиции «Спасибо, но я расскажу свою историю сам». Это превращает беженца из объекта в действующее лицо.
Даже признавая неизбежность бегства, авторы подчеркивают, что субъектность проявляется в малых выборах уже в лагерях. Дине Найери, ирано-американской писательнице, автору роман-мемуара «Неблагодарный беженец: Что иммигранты никогда вам не расскажут» (2019), принадлежит наблюдение: истории становятся жизненно важным ментальным побегом из лагерной реальности. В то время как интервью для получения убежища требуют упрощенных фактов преследования, литература позволяет передать полноту утраченной жизни – детские радости, семейные ужины, игры – утверждая: «Мы – больше, чем наше страдание». Структура часто линейна (от детства к взрослению в изгнании), так как формальных экспериментов, как в модернизме, травма не требует, хотя есть исключения, как атомизированные повествования иракского писателя Хассана Бласима («Бог 99», 2020).
Исторический контекст важен. Слоун противопоставляет современные нарративы, рожденные конфликтами на Ближнем Востоке, в Африке и Азии, часто «оторванные от наших собственных прошлых нарративов», литературе послевоенной еврейской диаспоры. Последняя создавалась интеллектуалами (Франкфуртская школа) и получила широкое сочувствие Запада, связанное с его историей («освобождение лагерей»), что привело к созданию Израиля. Современным авторам, как лауреат «гранта для гениев» Макартура 2012 года Динав Менгесту, часто не хватает академической или политической подготовки предшественников. Теоретически Слоун опирается на мысль Ханны Арендт: правовая защита условна и зависит от гражданства, оставляя беженцев гражданами второго сорта. Он осторожен в отношении «интеллектуальной эксплуатации» и риска авторитарного представления сознания субалтерна, о чем предупреждала теоретик Лила Ганди.
Мотивацией для Слоуна послужили шок от смерти сирийского мальчика Алана Курди (2015) и возмущение редукцией беженцев до парадоксальных категорий (жертвы/угроза). Он стремился центрировать голоса беженцев, признавая их тексты искусством в рамках литературной традиции, сознавая собственную привилегию «взять тему и оставить её». Его книга восполняет пробел: при том, что более 100 миллионов перемещенных лиц лишены базовых прав, академических работ о современной литературе беженцев мало по сравнению с исследованиями индийской или еврейской диаспоры. Текстуры этих нарративов разнообразны: как показывает статья Х. М. А. Леоу «Коварная сентиментальность «Мостом Обезьяны» Лан Као» (23 июля 2023), они могут подрывать ожидания искупительных иммигрантских сюжетов. Окончательное «убежище» редко означает конец пути; оно несет отчуждение (язык, культура), хотя, как показывает опыт после жестокого раздела Индии и Пакистана в 1947 году, со временем возможна взаимная ассимиляция. Слоун продолжает работу над сборником эссе о мировом искусстве беженцев совместно с доктором Кэти Браун (Эксетерский университет).