Ssylka

Как беженцы пишут себя в историю?

Питер Слоун, старший преподаватель английской литературы в Университете Бакингема, в своей книге «От разрыва к убежищу: Координаты современных нарративов беженцев» (Liverpool University Press) исследует, как литература помогает перемещенным лицам осмыслить разрушенную жизнь и вернуть чувство субъектности и принадлежности. Эти тексты выполняют функции, выходящие за пределы эстетики. Личный и коллективный опыт облекается в форму, облегчающую «бремя прошлого», как отмечает писательница Атия Абави, родившаяся в семье афганских беженцев в Германии, автор романа «Земля вечных прощаний» (2018).
Как беженцы пишут себя в историю?
Изображение носит иллюстративный характер

Одновременно эта литература бросает вызов доминирующему западному дискурсу, который зачастую сводит трагедию к сухим цифрам, игнорирует колониальные корни кризисов в странах Глобального Юга и демонизирует беженцев. Писатели решительно напоминают: беженцы – это люди, оказавшиеся в «худшем месте в мире», а не «худшие люди в мире», как формулирует это идею Кристи Лефтери в своем романе «Алеппский пчеловод» (2019).

Слоун фокусируется на художественной прозе и мемуарах самих беженцев или с нарратором-беженцем, выделяя ключевые «координаты» их пути: утраченный дом, конфликт, побег, лагеря, убежище. Наиболее разработанной координатой оказывается образ утраченного дома – источник ностальгии и точка отсчета. Напротив, «убежище» как конечная точка привлекает меньше внимания авторов. Восстановление субъектности начинается с акта рассказывания собственной истории, символически выраженного в позиции «Спасибо, но я расскажу свою историю сам». Это превращает беженца из объекта в действующее лицо.

Даже признавая неизбежность бегства, авторы подчеркивают, что субъектность проявляется в малых выборах уже в лагерях. Дине Найери, ирано-американской писательнице, автору роман-мемуара «Неблагодарный беженец: Что иммигранты никогда вам не расскажут» (2019), принадлежит наблюдение: истории становятся жизненно важным ментальным побегом из лагерной реальности. В то время как интервью для получения убежища требуют упрощенных фактов преследования, литература позволяет передать полноту утраченной жизни – детские радости, семейные ужины, игры – утверждая: «Мы – больше, чем наше страдание». Структура часто линейна (от детства к взрослению в изгнании), так как формальных экспериментов, как в модернизме, травма не требует, хотя есть исключения, как атомизированные повествования иракского писателя Хассана Бласима («Бог 99», 2020).

Исторический контекст важен. Слоун противопоставляет современные нарративы, рожденные конфликтами на Ближнем Востоке, в Африке и Азии, часто «оторванные от наших собственных прошлых нарративов», литературе послевоенной еврейской диаспоры. Последняя создавалась интеллектуалами (Франкфуртская школа) и получила широкое сочувствие Запада, связанное с его историей («освобождение лагерей»), что привело к созданию Израиля. Современным авторам, как лауреат «гранта для гениев» Макартура 2012 года Динав Менгесту, часто не хватает академической или политической подготовки предшественников. Теоретически Слоун опирается на мысль Ханны Арендт: правовая защита условна и зависит от гражданства, оставляя беженцев гражданами второго сорта. Он осторожен в отношении «интеллектуальной эксплуатации» и риска авторитарного представления сознания субалтерна, о чем предупреждала теоретик Лила Ганди.

Мотивацией для Слоуна послужили шок от смерти сирийского мальчика Алана Курди (2015) и возмущение редукцией беженцев до парадоксальных категорий (жертвы/угроза). Он стремился центрировать голоса беженцев, признавая их тексты искусством в рамках литературной традиции, сознавая собственную привилегию «взять тему и оставить её». Его книга восполняет пробел: при том, что более 100 миллионов перемещенных лиц лишены базовых прав, академических работ о современной литературе беженцев мало по сравнению с исследованиями индийской или еврейской диаспоры. Текстуры этих нарративов разнообразны: как показывает статья Х. М. А. Леоу «Коварная сентиментальность «Мостом Обезьяны» Лан Као» (23 июля 2023), они могут подрывать ожидания искупительных иммигрантских сюжетов. Окончательное «убежище» редко означает конец пути; оно несет отчуждение (язык, культура), хотя, как показывает опыт после жестокого раздела Индии и Пакистана в 1947 году, со временем возможна взаимная ассимиляция. Слоун продолжает работу над сборником эссе о мировом искусстве беженцев совместно с доктором Кэти Браун (Эксетерский университет).


Новое на сайте

18585Портативный звук JBL по рекордно низкой цене 18584Воин-крокодил триаса: находка в Бразилии связала континенты 18583Опиум как повседневность древнего Египта 18582Двойной удар по лекарственно-устойчивой малярии 18581Почему взрыв массивной звезды асимметричен в первые мгновения? 18580Почему самые удобные для поиска жизни звезды оказались наиболее враждебными? 18579Смертоносные вспышки красных карликов угрожают обитаемым мирам 18578Почему самый активный подводный вулкан тихого океана заставил ученых пересмотреть дату... 18577Вспышка на солнце сорвала запуск ракеты New Glenn к Марсу 18576Как фишинг-платформа Lighthouse заработала миллиард долларов и почему Google подала на... 18575Почему космический мусор стал реальной угрозой для пилотируемых миссий? 18574Зеленый свидетель: как мох помогает раскрывать преступления 18573Инфраструктурная гонка ИИ: Anthropic инвестирует $50 миллиардов для Claude 18572Кровь активных мышей омолодила мозг ленивых сородичей 18571Как легализация ставок превратила азарт в повседневную угрозу?