Кора вечнозеленого дуба Quercus suber – источник уникального материала. Пробка обладает выдающимися изоляционными и звукопоглощающими свойствами, она легка и эстетична. Её гидрофобность и непроницаемость для воды сочетаются с упругостью, эластичностью и стойкостью к истиранию. Материал возобновляем: кору снимают каждые 9 лет, не вредя деревьям, живущим до 200 лет. Это углеродно-негативный ресурс, улавливающий больше CO2, чем выделяется при производстве, и сохраняющий средиземноморские ландшафты.

Использование пробки насчитывает тысячелетия. На Сардинии её применяли 3800 лет назад как уплотнитель каменной кладки и добавку в глиняные изоляционные смеси. Веками в средиземноморских культурах она служила кровлей, стеновым материалом, внутренней облицовкой, основой для ставней и резного декора.
Взрывной рост спроса в XIX веке связан с виноделием. Отходы от пробковых закупок нашли применение. В 1863 году англичанин Фредерик Уолтон запатентовал линолеум: хлопковую основу, покрытую смесью пробковой муки, минералов и окисленного льняного масла. «Линолеум создавался прессованием хлопкового холста с окисленным льняным маслом и пробковой пылью/красителем; он мгновенно стал популярным» – отмечает Эрин Блейкмор в статье "Why People Once Loved Linoleum" (JSTOR Daily, 27 февраля 2017). Линолеум покрывал полы мира век до прихода винила. Отходы также прессовали в плитки, кирпичи и доски с добавлением связующих.
Переломный момент случился в 1891 году: было запатентовано открытие агломерированной пробки. При нагреве без доступа воздуха гранулы расширяются, выделяя натуральную смолу суберин, и спекаются без химических связующих. Получился легкий, жесткий, отличный изолятор, особенно для холодильников. Оливер Уилтон и Мэтью Барнетт Хоуланд называют его «замечательным инженерным некомпозитным биоматериалом».
Модернисты оценили пробку. Архитекторы Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Алвар Аалто и Фрэнк Ллойд Райт использовали её наравне со стеклом, бетоном и сталью. В знаменитом доме «Дом над водопадом» (Fallingwater, 1937) Райт облицевал пробкой шесть ванных комнат: полы с восковым покрытием для водоотталкивания, стены – с натуральной фактурой.
В XX веке пробка подтвердила универсальность. При реконструкции Белого дома между 1949 и 1952 годами её применили для тепло- и звукоизоляции. Компания Armstrong Cork в 1950-х рекламировала линолеум для офисов как «противоядие деловому напряжению» и для спален. Хотя послевоенная эра пластиков бросила вызов, пробка выстояла, например, в композитах с полиуретаном для решения сложных задач вибро-, шумо- и теплоизоляции.
Сегодня пробка переживает ренессанс. Снижение интереса к пластикам, её растительное происхождение, устойчивость и углеродная негативность привлекают архитекторов. Возводятся целые здания из пробки, а Architects Climate Action Network изучает её строительный потенциал. Материал помогает сохранять культурные средиземноморские ландшафты, где растут пробковые дубы.

Изображение носит иллюстративный характер
Использование пробки насчитывает тысячелетия. На Сардинии её применяли 3800 лет назад как уплотнитель каменной кладки и добавку в глиняные изоляционные смеси. Веками в средиземноморских культурах она служила кровлей, стеновым материалом, внутренней облицовкой, основой для ставней и резного декора.
Взрывной рост спроса в XIX веке связан с виноделием. Отходы от пробковых закупок нашли применение. В 1863 году англичанин Фредерик Уолтон запатентовал линолеум: хлопковую основу, покрытую смесью пробковой муки, минералов и окисленного льняного масла. «Линолеум создавался прессованием хлопкового холста с окисленным льняным маслом и пробковой пылью/красителем; он мгновенно стал популярным» – отмечает Эрин Блейкмор в статье "Why People Once Loved Linoleum" (JSTOR Daily, 27 февраля 2017). Линолеум покрывал полы мира век до прихода винила. Отходы также прессовали в плитки, кирпичи и доски с добавлением связующих.
Переломный момент случился в 1891 году: было запатентовано открытие агломерированной пробки. При нагреве без доступа воздуха гранулы расширяются, выделяя натуральную смолу суберин, и спекаются без химических связующих. Получился легкий, жесткий, отличный изолятор, особенно для холодильников. Оливер Уилтон и Мэтью Барнетт Хоуланд называют его «замечательным инженерным некомпозитным биоматериалом».
Модернисты оценили пробку. Архитекторы Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Алвар Аалто и Фрэнк Ллойд Райт использовали её наравне со стеклом, бетоном и сталью. В знаменитом доме «Дом над водопадом» (Fallingwater, 1937) Райт облицевал пробкой шесть ванных комнат: полы с восковым покрытием для водоотталкивания, стены – с натуральной фактурой.
В XX веке пробка подтвердила универсальность. При реконструкции Белого дома между 1949 и 1952 годами её применили для тепло- и звукоизоляции. Компания Armstrong Cork в 1950-х рекламировала линолеум для офисов как «противоядие деловому напряжению» и для спален. Хотя послевоенная эра пластиков бросила вызов, пробка выстояла, например, в композитах с полиуретаном для решения сложных задач вибро-, шумо- и теплоизоляции.
Сегодня пробка переживает ренессанс. Снижение интереса к пластикам, её растительное происхождение, устойчивость и углеродная негативность привлекают архитекторов. Возводятся целые здания из пробки, а Architects Climate Action Network изучает её строительный потенциал. Материал помогает сохранять культурные средиземноморские ландшафты, где растут пробковые дубы.