Ssylka

Пробка: древний материал в современной архитектуре

Кора вечнозеленого дуба Quercus suber – источник уникального материала. Пробка обладает выдающимися изоляционными и звукопоглощающими свойствами, она легка и эстетична. Её гидрофобность и непроницаемость для воды сочетаются с упругостью, эластичностью и стойкостью к истиранию. Материал возобновляем: кору снимают каждые 9 лет, не вредя деревьям, живущим до 200 лет. Это углеродно-негативный ресурс, улавливающий больше CO2, чем выделяется при производстве, и сохраняющий средиземноморские ландшафты.
Пробка: древний материал в современной архитектуре
Изображение носит иллюстративный характер

Использование пробки насчитывает тысячелетия. На Сардинии её применяли 3800 лет назад как уплотнитель каменной кладки и добавку в глиняные изоляционные смеси. Веками в средиземноморских культурах она служила кровлей, стеновым материалом, внутренней облицовкой, основой для ставней и резного декора.

Взрывной рост спроса в XIX веке связан с виноделием. Отходы от пробковых закупок нашли применение. В 1863 году англичанин Фредерик Уолтон запатентовал линолеум: хлопковую основу, покрытую смесью пробковой муки, минералов и окисленного льняного масла. «Линолеум создавался прессованием хлопкового холста с окисленным льняным маслом и пробковой пылью/красителем; он мгновенно стал популярным» – отмечает Эрин Блейкмор в статье "Why People Once Loved Linoleum" (JSTOR Daily, 27 февраля 2017). Линолеум покрывал полы мира век до прихода винила. Отходы также прессовали в плитки, кирпичи и доски с добавлением связующих.

Переломный момент случился в 1891 году: было запатентовано открытие агломерированной пробки. При нагреве без доступа воздуха гранулы расширяются, выделяя натуральную смолу суберин, и спекаются без химических связующих. Получился легкий, жесткий, отличный изолятор, особенно для холодильников. Оливер Уилтон и Мэтью Барнетт Хоуланд называют его «замечательным инженерным некомпозитным биоматериалом».

Модернисты оценили пробку. Архитекторы Ле Корбюзье, Вальтер Гропиус, Алвар Аалто и Фрэнк Ллойд Райт использовали её наравне со стеклом, бетоном и сталью. В знаменитом доме «Дом над водопадом» (Fallingwater, 1937) Райт облицевал пробкой шесть ванных комнат: полы с восковым покрытием для водоотталкивания, стены – с натуральной фактурой.

В XX веке пробка подтвердила универсальность. При реконструкции Белого дома между 1949 и 1952 годами её применили для тепло- и звукоизоляции. Компания Armstrong Cork в 1950-х рекламировала линолеум для офисов как «противоядие деловому напряжению» и для спален. Хотя послевоенная эра пластиков бросила вызов, пробка выстояла, например, в композитах с полиуретаном для решения сложных задач вибро-, шумо- и теплоизоляции.

Сегодня пробка переживает ренессанс. Снижение интереса к пластикам, её растительное происхождение, устойчивость и углеродная негативность привлекают архитекторов. Возводятся целые здания из пробки, а Architects Climate Action Network изучает её строительный потенциал. Материал помогает сохранять культурные средиземноморские ландшафты, где растут пробковые дубы.


Новое на сайте