Концепция «углеродного долга при достижении нулевых выбросов» становится ключевым инструментом для оценки ответственности стран за превышение климатических лимитов, установленных Парижским соглашением. Согласно недавнему исследованию, опубликованному в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, глобальное потепление превысит критический порог в 1,5°C уже в ближайшее десятилетие.

Исследование, проведенное учеными из Международного института прикладного системного анализа (IIASA) под руководством Сету Пельца из Исследовательской группы трансформационных институциональных и социальных решений Программы энергетики, климата и окружающей среды, предлагает новую методологию оценки климатической ответственности различных регионов мира.
Методика расчета углеродного долга основана на сравнении исторических и прогнозируемых выбросов CO₂ конкретного региона с его справедливой долей в оставшемся углеродном бюджете для удержания глобального потепления ниже 1,5°C. Исследователи применили эту методологию к сценариям глубокого сокращения выбросов из Шестого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).
Анализ выявил различные региональные модели накопления углеродного долга. Некоторые регионы уже накопили значительный долг из-за бездействия в прошлом. Другие регионы будут накапливать долг в зависимости от сроков достижения ими целей по нулевым выбросам CO₂ в этом столетии. Третья группа регионов начнет накапливать углеродный долг только если отложит достижение нулевых выбросов CO₂ на период после 2100 года.
Последствия углеродного долга многогранны и серьезны. Во-первых, он увеличивает бремя сокращения выбросов для будущих поколений. Во-вторых, избыточные выбросы усугубляют климатические последствия, такие как экстремальные волны жары. В-третьих, возникает необходимость компенсации через поддержку сокращения выбросов в других регионах и удаление дополнительного углерода из атмосферы.
Исследователи предлагают конкретные рекомендации для регионов с высоким углеродным долгом. Им следует укрепить секторальные планы по смягчению последствий изменения климата, создать международные механизмы поддержки устойчивого смягчения последствий и установить четкие цели по постоянному удалению углерода из атмосферы. Другим регионам рекомендуется различать рентабельные внутренние меры и определять меры, требующие международного сотрудничества и климатического финансирования.
Исследование приобретает особую актуальность на фоне все более напряженных международных климатических переговоров. Диспропорция богатства между странами, где одни достигли процветания через десятилетия загрязнения окружающей среды, а другие только стремятся к развитию и преодолению бедности, создает сложный контекст для переговоров. В этих условиях необходима прозрачная система учета как исторических, так и будущих выбросов для справедливого распределения ответственности и обязательств в борьбе с изменением климата.

Изображение носит иллюстративный характер
Исследование, проведенное учеными из Международного института прикладного системного анализа (IIASA) под руководством Сету Пельца из Исследовательской группы трансформационных институциональных и социальных решений Программы энергетики, климата и окружающей среды, предлагает новую методологию оценки климатической ответственности различных регионов мира.
Методика расчета углеродного долга основана на сравнении исторических и прогнозируемых выбросов CO₂ конкретного региона с его справедливой долей в оставшемся углеродном бюджете для удержания глобального потепления ниже 1,5°C. Исследователи применили эту методологию к сценариям глубокого сокращения выбросов из Шестого оценочного доклада Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК).
Анализ выявил различные региональные модели накопления углеродного долга. Некоторые регионы уже накопили значительный долг из-за бездействия в прошлом. Другие регионы будут накапливать долг в зависимости от сроков достижения ими целей по нулевым выбросам CO₂ в этом столетии. Третья группа регионов начнет накапливать углеродный долг только если отложит достижение нулевых выбросов CO₂ на период после 2100 года.
Последствия углеродного долга многогранны и серьезны. Во-первых, он увеличивает бремя сокращения выбросов для будущих поколений. Во-вторых, избыточные выбросы усугубляют климатические последствия, такие как экстремальные волны жары. В-третьих, возникает необходимость компенсации через поддержку сокращения выбросов в других регионах и удаление дополнительного углерода из атмосферы.
Исследователи предлагают конкретные рекомендации для регионов с высоким углеродным долгом. Им следует укрепить секторальные планы по смягчению последствий изменения климата, создать международные механизмы поддержки устойчивого смягчения последствий и установить четкие цели по постоянному удалению углерода из атмосферы. Другим регионам рекомендуется различать рентабельные внутренние меры и определять меры, требующие международного сотрудничества и климатического финансирования.
Исследование приобретает особую актуальность на фоне все более напряженных международных климатических переговоров. Диспропорция богатства между странами, где одни достигли процветания через десятилетия загрязнения окружающей среды, а другие только стремятся к развитию и преодолению бедности, создает сложный контекст для переговоров. В этих условиях необходима прозрачная система учета как исторических, так и будущих выбросов для справедливого распределения ответственности и обязательств в борьбе с изменением климата.