На археологическом месте Сан Исидро, расположенном чуть менее 50 километров к западу от Сан-Сальвадора в Сальвадоре, обнаружены пять глиняных фигур, найденных в слое почвы, датируемом примерно 400 годом до н. э. Исследования связывают этот период с длительным использованием подобных фигурок от 2000 года до н. э. до 900 года н. э., охватывающим доклассический и классический периоды цивилизации майя.

Фигурки выполнены из глины и обладают ярко выраженными мимическими особенностями. Самая крупная из них, высотой около 30 сантиметров, изображает мужчину, в то время как две крупные женские фигуры представлены без волос. Дополнительно обнаружены две меньшие фигурки: одна высотой почти 18 сантиметров, другая – около 10 сантиметров, обе демонстрируют женские образы с прядями волос на лбу.
Особенность данных артефактов заключается в подвижных головах, что позволяло фигурам изменять выражения в зависимости от точки наблюдения: с уровня глаз – злобные, сверху – улыбающиеся, снизу – испуганные. Отдельное внимание привлекает голова мужской фигурки, на которой зафиксированы татуировки или шрамирование, задокументированные J. Przedwojewska-Szymańska/PASI.
Исследователи полагают, что данные фигурки служили куколками для публичных ритуалов, направленных на увековечение мифических или исторических событий. Возможно, они представляли конкретных личностей или выступали как универсальные средства для ритуалов, связанных с правителями. Как отметил археолог Ян Шиманский из Варшавского университета: «Они могли представлять реальные фигуры или быть универсальными медиа для ритуалов, связанных с правителями».
Обнаружение было опубликовано 5 марта в журнале Antiquity в совместной работе Яна Шиманского и Габриэлы Прейс. Несмотря на отсутствие одежды, исследователи предполагают, что фигуркам первоначально придавались наряды и парики, что делало их более живописными и реалистичными.
Отдельное мнение высказала археолог Джойс Маркус из Мичиганского университета, отметившая, что возможность поворота голов кукл, вероятно, представляла собой зрелище, близкое к «божественному» опыту. По её интерпретации, фигурки могли символизировать участников ритуалов, живых свидетелей событий или оживших духов умерших.
Найденные артефакты подтверждают наличие тесных культурных связей между регионом Сан Исидро и другими частями Центральной Америки. Традиционно данный район считался южной окраиной майянской цивилизации, охватывающей территории Чиапаса и Юкатана в Мексике, Белиза и восточной Гватемалы, однако наблюдения Шиманского свидетельствуют о том, что этот регион функционировал как культурный перекрёсток, соединяя мир майя с другими древними сообществами.

Изображение носит иллюстративный характер
Фигурки выполнены из глины и обладают ярко выраженными мимическими особенностями. Самая крупная из них, высотой около 30 сантиметров, изображает мужчину, в то время как две крупные женские фигуры представлены без волос. Дополнительно обнаружены две меньшие фигурки: одна высотой почти 18 сантиметров, другая – около 10 сантиметров, обе демонстрируют женские образы с прядями волос на лбу.
Особенность данных артефактов заключается в подвижных головах, что позволяло фигурам изменять выражения в зависимости от точки наблюдения: с уровня глаз – злобные, сверху – улыбающиеся, снизу – испуганные. Отдельное внимание привлекает голова мужской фигурки, на которой зафиксированы татуировки или шрамирование, задокументированные J. Przedwojewska-Szymańska/PASI.
Исследователи полагают, что данные фигурки служили куколками для публичных ритуалов, направленных на увековечение мифических или исторических событий. Возможно, они представляли конкретных личностей или выступали как универсальные средства для ритуалов, связанных с правителями. Как отметил археолог Ян Шиманский из Варшавского университета: «Они могли представлять реальные фигуры или быть универсальными медиа для ритуалов, связанных с правителями».
Обнаружение было опубликовано 5 марта в журнале Antiquity в совместной работе Яна Шиманского и Габриэлы Прейс. Несмотря на отсутствие одежды, исследователи предполагают, что фигуркам первоначально придавались наряды и парики, что делало их более живописными и реалистичными.
Отдельное мнение высказала археолог Джойс Маркус из Мичиганского университета, отметившая, что возможность поворота голов кукл, вероятно, представляла собой зрелище, близкое к «божественному» опыту. По её интерпретации, фигурки могли символизировать участников ритуалов, живых свидетелей событий или оживших духов умерших.
Найденные артефакты подтверждают наличие тесных культурных связей между регионом Сан Исидро и другими частями Центральной Америки. Традиционно данный район считался южной окраиной майянской цивилизации, охватывающей территории Чиапаса и Юкатана в Мексике, Белиза и восточной Гватемалы, однако наблюдения Шиманского свидетельствуют о том, что этот регион функционировал как культурный перекрёсток, соединяя мир майя с другими древними сообществами.