История автобусов ПАЗ начинается в середине XX века, когда в Советском Союзе начали выпуск небольших транспортных средств, ставших символом отечественного автомобилестроения. По данным аналитического агентства «АВТОСТАТ», модель ПАЗ‑3205 признана самым популярным автобусом в России за 2024 год, что свидетельствует о стабильном спросе и высоком качестве продукции.

Корни предприятия уходят в 30‑е годы прошлого века, когда в Павлово был построен «Завод автотракторного инструмента» (ЗАТИ) для производства комплектующих для автотранспорта. Спустя примерно 20 лет, по решению высшего партийного руководства, завод получил новое название – «Павловский автобусный завод» (ПАЗ) – и началась история выпуска гражданских автобусов.
В 1952 году со конвейера сошел первый автобус ПАЗ‑651, положив начало успешному производству. Позже была спроектирована модель ПАЗ‑652, замененная в 1968 году модернизированным вариантом ПАЗ‑672, а специальный вариант ПАЗ‑672Г создавался для горных путешествий, оснащаясь двумя топливными баками, усиленными тормозами и индивидуальными ремнями безопасности для каждого пассажирского места.
Середина 1970‑х ознаменовалась началом разработки модели ПАЗ‑3205, на создание которой ушло 15 лет работы. Окончательный вариант появился в 1986 году, а через три года началось серийное производство. В 90‑х и «нулевых» годах было создано множество модификаций, что сделало ПАЗ‑3205 самой известной и массовой моделью завода.
Современное производство продолжает традиции прошлого, предлагая как проверенные модели, так и новые разработки с учетом современных тенденций автомобилестроения. Завод обеспечивает выпуск продукции, способной удовлетворить разнообразные запросы рынка и обеспечить надежную эксплуатацию в любых условиях.
Конструктивное решение с люком на задней части кузова стало важной особенностью ряда моделей. Первоначально автобусы, например, ПАЗ‑651, оборудовались задней дверью для оперативной эвакуации пассажиров, однако в ПАЗ‑672 люк заменил дверь, что позволило улучшить условия для быстрой загрузки носилок в экстренной ситуации.
Люк обеспечивает значительное ускорение процесса погрузки носилок, а также предоставляет дополнительную защиту от осколков стекла при эвакуации раненных. Несмотря на утрату первоначальной необходимости в условиях военного конфликта, это конструктивное решение сохранилось и нашло применение, в том числе, в сфере ритуальных услуг, оставаясь неотъемлемой частью конструкции автобусов ПАЗ.
ПАЗ прочно вошел в транспортную культуру страны, оставив заметный след в жизни многих поколений пассажиров. Детальная проработка инженерных решений, таких как задний люк, отражает высокий уровень технического мастерства, позволяющего автобусам успешно справляться с задачами от перевозки людей до экстренной эвакуации.

Изображение носит иллюстративный характер
Корни предприятия уходят в 30‑е годы прошлого века, когда в Павлово был построен «Завод автотракторного инструмента» (ЗАТИ) для производства комплектующих для автотранспорта. Спустя примерно 20 лет, по решению высшего партийного руководства, завод получил новое название – «Павловский автобусный завод» (ПАЗ) – и началась история выпуска гражданских автобусов.
В 1952 году со конвейера сошел первый автобус ПАЗ‑651, положив начало успешному производству. Позже была спроектирована модель ПАЗ‑652, замененная в 1968 году модернизированным вариантом ПАЗ‑672, а специальный вариант ПАЗ‑672Г создавался для горных путешествий, оснащаясь двумя топливными баками, усиленными тормозами и индивидуальными ремнями безопасности для каждого пассажирского места.
Середина 1970‑х ознаменовалась началом разработки модели ПАЗ‑3205, на создание которой ушло 15 лет работы. Окончательный вариант появился в 1986 году, а через три года началось серийное производство. В 90‑х и «нулевых» годах было создано множество модификаций, что сделало ПАЗ‑3205 самой известной и массовой моделью завода.
Современное производство продолжает традиции прошлого, предлагая как проверенные модели, так и новые разработки с учетом современных тенденций автомобилестроения. Завод обеспечивает выпуск продукции, способной удовлетворить разнообразные запросы рынка и обеспечить надежную эксплуатацию в любых условиях.
Конструктивное решение с люком на задней части кузова стало важной особенностью ряда моделей. Первоначально автобусы, например, ПАЗ‑651, оборудовались задней дверью для оперативной эвакуации пассажиров, однако в ПАЗ‑672 люк заменил дверь, что позволило улучшить условия для быстрой загрузки носилок в экстренной ситуации.
Люк обеспечивает значительное ускорение процесса погрузки носилок, а также предоставляет дополнительную защиту от осколков стекла при эвакуации раненных. Несмотря на утрату первоначальной необходимости в условиях военного конфликта, это конструктивное решение сохранилось и нашло применение, в том числе, в сфере ритуальных услуг, оставаясь неотъемлемой частью конструкции автобусов ПАЗ.
ПАЗ прочно вошел в транспортную культуру страны, оставив заметный след в жизни многих поколений пассажиров. Детальная проработка инженерных решений, таких как задний люк, отражает высокий уровень технического мастерства, позволяющего автобусам успешно справляться с задачами от перевозки людей до экстренной эвакуации.