В IV веке н. э. египетская пустыня стала местом духовных поисков для Евагрия Понтийского, который стремился к единению с Богом через отказ от телесных нужд. Этот аскет и философ первым описал ряд сильных чувств, мешающих душе обрести свободу: похоть, чревоугодие, леность, жадность, гнев, гордыню, тщеславие и отчаяние. Позже именно эти настроения легли в основу того, что получило название «семи смертных грехов».
В 590 году н. э. Папа Римский Григорий I внёс коррективы в первоначальный список: понятие отчаяния было исключено, гордыня и тщеславие объединились, а вместо них добавилась зависть. Так сформировался окончательный список страшных пороков, который по сей день упоминается в религиозных проповедях; этот феномен продолжает жить в культуре благодаря способности затрагивать глубинные человеческие чувства.
Со временем люди неоднократно пытались избавиться от «опасных» эмоций, иногда доходя до метода эмоционального аскетизма. В то же время произведения искусства, например картина Иеронима Босха «Cемь смертных грехов и четыре последние вещи» (около 1500 года), служили наглядным воплощением порочных страстей. Другая его работа «Извлечение камня глупости» (1488–1516) показывает, как люди когда-то представляли себе «исцеление» от душевных проблем путём хирургического вмешательства в череп.
Исторически борьба с «тёмными» чувствами принимала крайние формы: трепанацию практиковали с неолитической эпохи, предполагая, что открытые отверстия в черепе могут выпустить злых духов и исцелить ум. В средние века были популярны экзорцизмы, кровопускания и сожжения ведьм. Позже, в середине XX века, развилась практика лоботомии: Антониу Эгаш Мониш, удостоенный Нобелевской премии в 1949 году, рассматривал её как гуманное решение при тяжёлых психических расстройствах, пока не появились более действенные лекарства.
Негативные переживания пытались смягчать не только радикальными методами, но и обрядами. В некоторых обществах эмоции находили выход во время праздников, церемоний и религиозных служб. Лечебный эффект мог проявляться косвенно, ведь официальной целью многих ритуалов считался не столь медицинский, сколь духовный смысл.
Современная наука подходит к эмоциям как к взаимосвязанным реакциям тела и сознания, которые можно «расстыковывать» при необходимости. Так проявляются культурные и межличностные влияния: люди могут скрывать страх, ярость или зависть, если того требуют обстоятельства. При этом негативные чувства бывают весьма полезны; как болевые сигналы подсказывают, что телу угрожает опасность, так и отрицательные эмоции сигнализируют о возможных проблемах в отношениях или внутреннем состоянии.
Психолог Итан Кросс, автор книги «Shift» и эксперт в области эмоциональной регуляции, подчёркивает, что полностью лишиться таких переживаний невозможно и даже не стоит к этому стремиться. По его словам, «Если вы стремитесь к жизни без этих негативных эмоций, во-первых, вам это вряд ли удастся... во-вторых, сама цель нежелательна, поскольку негативные чувства выполняют важную функцию. Они приносят нам пользу, если переживаются в правильных дозах». Он же замечает: «Если вы ощущаете гнев, тревогу или депрессию, с вами всё в порядке. Добро пожаловать в человеческую природу!»
Недостаток «тёмного» спектра эмоций тоже может быть опасен, о чём свидетельствует случай женщины по кодовому имени «S.M.», которая не способна испытывать страх из-за повреждения участка мозга. Постоянное отсутствие этого сигнала об опасных ситуациях приводило к рискованным поступкам и серьёзным угрозам её благополучию.
Специалисты сходятся лишь в одном: важна пропорция. При умеренной интенсивности раздражение или зависть становятся стимулом для действия, но чрезмерная сила чувств приводит к тому, что они теряют свою конструктивную роль. Поэтому поиск рабочих стратегий регуляции зависит от индивидуальных особенностей человека: одним помогает смена обстановки, другим – краткое отвлечение от проблемы, третьим – переосмысление случившегося.
В книге «Shift» приводятся приёмы, позволяющие управлять эмоциями, не подавляя их окончательно. План Кросса сводится к тому, чтобы ознакомиться с набором инструментов и экспериментировать: если одна методика перестаёт срабатывать, нужно пробовать другую. Порой достаточно сменить окружающие звуки, заняться выпечкой или просто отложить разбор тревожной ситуации, чтобы дать негативным чувствам рассеяться. В итоге формируется гибкая «эмоциональная математика», при которой человек самостоятельно корректирует интенсивность и продолжительность своих переживаний.
Изображение носит иллюстративный характер
В 590 году н. э. Папа Римский Григорий I внёс коррективы в первоначальный список: понятие отчаяния было исключено, гордыня и тщеславие объединились, а вместо них добавилась зависть. Так сформировался окончательный список страшных пороков, который по сей день упоминается в религиозных проповедях; этот феномен продолжает жить в культуре благодаря способности затрагивать глубинные человеческие чувства.
Со временем люди неоднократно пытались избавиться от «опасных» эмоций, иногда доходя до метода эмоционального аскетизма. В то же время произведения искусства, например картина Иеронима Босха «Cемь смертных грехов и четыре последние вещи» (около 1500 года), служили наглядным воплощением порочных страстей. Другая его работа «Извлечение камня глупости» (1488–1516) показывает, как люди когда-то представляли себе «исцеление» от душевных проблем путём хирургического вмешательства в череп.
Исторически борьба с «тёмными» чувствами принимала крайние формы: трепанацию практиковали с неолитической эпохи, предполагая, что открытые отверстия в черепе могут выпустить злых духов и исцелить ум. В средние века были популярны экзорцизмы, кровопускания и сожжения ведьм. Позже, в середине XX века, развилась практика лоботомии: Антониу Эгаш Мониш, удостоенный Нобелевской премии в 1949 году, рассматривал её как гуманное решение при тяжёлых психических расстройствах, пока не появились более действенные лекарства.
Негативные переживания пытались смягчать не только радикальными методами, но и обрядами. В некоторых обществах эмоции находили выход во время праздников, церемоний и религиозных служб. Лечебный эффект мог проявляться косвенно, ведь официальной целью многих ритуалов считался не столь медицинский, сколь духовный смысл.
Современная наука подходит к эмоциям как к взаимосвязанным реакциям тела и сознания, которые можно «расстыковывать» при необходимости. Так проявляются культурные и межличностные влияния: люди могут скрывать страх, ярость или зависть, если того требуют обстоятельства. При этом негативные чувства бывают весьма полезны; как болевые сигналы подсказывают, что телу угрожает опасность, так и отрицательные эмоции сигнализируют о возможных проблемах в отношениях или внутреннем состоянии.
Психолог Итан Кросс, автор книги «Shift» и эксперт в области эмоциональной регуляции, подчёркивает, что полностью лишиться таких переживаний невозможно и даже не стоит к этому стремиться. По его словам, «Если вы стремитесь к жизни без этих негативных эмоций, во-первых, вам это вряд ли удастся... во-вторых, сама цель нежелательна, поскольку негативные чувства выполняют важную функцию. Они приносят нам пользу, если переживаются в правильных дозах». Он же замечает: «Если вы ощущаете гнев, тревогу или депрессию, с вами всё в порядке. Добро пожаловать в человеческую природу!»
Недостаток «тёмного» спектра эмоций тоже может быть опасен, о чём свидетельствует случай женщины по кодовому имени «S.M.», которая не способна испытывать страх из-за повреждения участка мозга. Постоянное отсутствие этого сигнала об опасных ситуациях приводило к рискованным поступкам и серьёзным угрозам её благополучию.
Специалисты сходятся лишь в одном: важна пропорция. При умеренной интенсивности раздражение или зависть становятся стимулом для действия, но чрезмерная сила чувств приводит к тому, что они теряют свою конструктивную роль. Поэтому поиск рабочих стратегий регуляции зависит от индивидуальных особенностей человека: одним помогает смена обстановки, другим – краткое отвлечение от проблемы, третьим – переосмысление случившегося.
В книге «Shift» приводятся приёмы, позволяющие управлять эмоциями, не подавляя их окончательно. План Кросса сводится к тому, чтобы ознакомиться с набором инструментов и экспериментировать: если одна методика перестаёт срабатывать, нужно пробовать другую. Порой достаточно сменить окружающие звуки, заняться выпечкой или просто отложить разбор тревожной ситуации, чтобы дать негативным чувствам рассеяться. В итоге формируется гибкая «эмоциональная математика», при которой человек самостоятельно корректирует интенсивность и продолжительность своих переживаний.