Международное исследование, проведенное Деяном Равшелем (Dejan Ravšelj) и его коллегами из Университета Любляны (Словения) и опубликованное в журнале PLOS One 5 февраля 2025 года, проливает свет на отношение студентов к ChatGPT. Опрос, охвативший 23 218 студентов из 109 стран и территорий с октября 2023 по февраль 2024 года, выявил двойственность восприятия этого инструмента искусственного интеллекта.
С одной стороны, студенты высоко оценивают ChatGPT как инструмент для генерации идей (хотя этой функцией пользуется менее трети опрошенных – 29%), обобщения текстов, упрощения сложной информации и помощи в написании академических работ. 70% респондентов назвали работу с ChatGPT интересной, а четверть (25%) отметили, что взаимодействовать с ним проще, чем с сокурсниками. Примечательно, что лишь 11% опрошенных использовали ChatGPT для творческого письма.
С другой стороны, результаты исследования, опубликованного в PLOS One, подчеркивают обеспокоенность студентов вопросами надежности предоставляемой ChatGPT информации, риском снижения навыков критического мышления, а также этическими проблемами, связанными с плагиатом и конфиденциальностью данных. Эти опасения особенно актуальны в свете предыдущих исследований, указывающих на возможность использования ChatGPT для недобросовестной академической практики, а также на случаи предоставления неточной информации.
Интересно, что, несмотря на признание полезности ChatGPT, студенты по-прежнему отдают предпочтение взаимодействию с преподавателями и сверстниками. Это говорит о том, что, хотя ИИ и может быть ценным дополнением к учебному процессу, он не заменяет человеческого общения и наставничества.
Исследование также выявило различия в восприятии ChatGPT в зависимости от экономического положения региона. Студенты из стран с низким уровнем дохода чаще рассматривают ChatGPT как критически важную поддержку из-за ограниченности образовательных ресурсов. В то время как студенты из более богатых регионов больше ценят инновационные и продвинутые функции чат-бота.
Растущая популярность ИИ, такого как ChatGPT, заставляет студентов задумываться о будущем рынка труда. Они предвидят растущий спрос на навыки, связанные с искусственным интеллектом, что подразумевает необходимость адаптации учебных программ и подготовки специалистов, способных эффективно использовать и развивать эти технологии.
Результаты исследования имеют важное значение для разработки политики и учебных программ в высших учебных заведениях. Они подчеркивают необходимость сбалансированного подхода к интеграции ChatGPT в образовательный процесс, который учитывал бы как преимущества, так и риски, связанные с его использованием. Авторы призывают к дальнейшему изучению восприятия ChatGPT студентами, особенно в странах с низким уровнем дохода, а также к более глубокому исследованию этических аспектов и влияния ИИ на развитие навыков.
Изображение носит иллюстративный характер
С одной стороны, студенты высоко оценивают ChatGPT как инструмент для генерации идей (хотя этой функцией пользуется менее трети опрошенных – 29%), обобщения текстов, упрощения сложной информации и помощи в написании академических работ. 70% респондентов назвали работу с ChatGPT интересной, а четверть (25%) отметили, что взаимодействовать с ним проще, чем с сокурсниками. Примечательно, что лишь 11% опрошенных использовали ChatGPT для творческого письма.
С другой стороны, результаты исследования, опубликованного в PLOS One, подчеркивают обеспокоенность студентов вопросами надежности предоставляемой ChatGPT информации, риском снижения навыков критического мышления, а также этическими проблемами, связанными с плагиатом и конфиденциальностью данных. Эти опасения особенно актуальны в свете предыдущих исследований, указывающих на возможность использования ChatGPT для недобросовестной академической практики, а также на случаи предоставления неточной информации.
Интересно, что, несмотря на признание полезности ChatGPT, студенты по-прежнему отдают предпочтение взаимодействию с преподавателями и сверстниками. Это говорит о том, что, хотя ИИ и может быть ценным дополнением к учебному процессу, он не заменяет человеческого общения и наставничества.
Исследование также выявило различия в восприятии ChatGPT в зависимости от экономического положения региона. Студенты из стран с низким уровнем дохода чаще рассматривают ChatGPT как критически важную поддержку из-за ограниченности образовательных ресурсов. В то время как студенты из более богатых регионов больше ценят инновационные и продвинутые функции чат-бота.
Растущая популярность ИИ, такого как ChatGPT, заставляет студентов задумываться о будущем рынка труда. Они предвидят растущий спрос на навыки, связанные с искусственным интеллектом, что подразумевает необходимость адаптации учебных программ и подготовки специалистов, способных эффективно использовать и развивать эти технологии.
Результаты исследования имеют важное значение для разработки политики и учебных программ в высших учебных заведениях. Они подчеркивают необходимость сбалансированного подхода к интеграции ChatGPT в образовательный процесс, который учитывал бы как преимущества, так и риски, связанные с его использованием. Авторы призывают к дальнейшему изучению восприятия ChatGPT студентами, особенно в странах с низким уровнем дохода, а также к более глубокому исследованию этических аспектов и влияния ИИ на развитие навыков.