Ssylka

ChatGPT: глобальный помощник в учебе или угроза навыкам и этике?

Международное исследование, проведенное Деяном Равшелем (Dejan Ravšelj) и его коллегами из Университета Любляны (Словения) и опубликованное в журнале PLOS One 5 февраля 2025 года, проливает свет на отношение студентов к ChatGPT. Опрос, охвативший 23 218 студентов из 109 стран и территорий с октября 2023 по февраль 2024 года, выявил двойственность восприятия этого инструмента искусственного интеллекта.
ChatGPT: глобальный помощник в учебе или угроза навыкам и этике?
Изображение носит иллюстративный характер

С одной стороны, студенты высоко оценивают ChatGPT как инструмент для генерации идей (хотя этой функцией пользуется менее трети опрошенных – 29%), обобщения текстов, упрощения сложной информации и помощи в написании академических работ. 70% респондентов назвали работу с ChatGPT интересной, а четверть (25%) отметили, что взаимодействовать с ним проще, чем с сокурсниками. Примечательно, что лишь 11% опрошенных использовали ChatGPT для творческого письма.

С другой стороны, результаты исследования, опубликованного в PLOS One, подчеркивают обеспокоенность студентов вопросами надежности предоставляемой ChatGPT информации, риском снижения навыков критического мышления, а также этическими проблемами, связанными с плагиатом и конфиденциальностью данных. Эти опасения особенно актуальны в свете предыдущих исследований, указывающих на возможность использования ChatGPT для недобросовестной академической практики, а также на случаи предоставления неточной информации.

Интересно, что, несмотря на признание полезности ChatGPT, студенты по-прежнему отдают предпочтение взаимодействию с преподавателями и сверстниками. Это говорит о том, что, хотя ИИ и может быть ценным дополнением к учебному процессу, он не заменяет человеческого общения и наставничества.

Исследование также выявило различия в восприятии ChatGPT в зависимости от экономического положения региона. Студенты из стран с низким уровнем дохода чаще рассматривают ChatGPT как критически важную поддержку из-за ограниченности образовательных ресурсов. В то время как студенты из более богатых регионов больше ценят инновационные и продвинутые функции чат-бота.

Растущая популярность ИИ, такого как ChatGPT, заставляет студентов задумываться о будущем рынка труда. Они предвидят растущий спрос на навыки, связанные с искусственным интеллектом, что подразумевает необходимость адаптации учебных программ и подготовки специалистов, способных эффективно использовать и развивать эти технологии.

Результаты исследования имеют важное значение для разработки политики и учебных программ в высших учебных заведениях. Они подчеркивают необходимость сбалансированного подхода к интеграции ChatGPT в образовательный процесс, который учитывал бы как преимущества, так и риски, связанные с его использованием. Авторы призывают к дальнейшему изучению восприятия ChatGPT студентами, особенно в странах с низким уровнем дохода, а также к более глубокому исследованию этических аспектов и влияния ИИ на развитие навыков.


Новое на сайте

8876Почему короткий сон на работе — это не лень, а необходимость? 8875Как лекарства от диабета и ожирения приносят миллиарды Eli Lilly? 8874Битва риелторов: Тарек и Хизер Эль Мусса против Кристины Хаак в новом шоу HGTV 8872Революционный метод "smol-seq": ДНК-секвенирование на службе метаболомики 8871Древние корни праздника: археологи обнаружили свидетельства сезонных гуляний в... 8870ChatGPT: глобальный помощник в учебе или угроза навыкам и этике? 8869Маркировка "полезно для здоровья": обратный эффект для потребителя? 8868Асимметрия тела: когда и как начинается "неправильность"? 8867Межпоколенческая связь: как рнк управляет генами через поколения 8866Можно ли предсказать поведение толпы на примере забега быков в Памплоне? 8865Спасет ли юмор Аманду из "страны Аманды"? 8864Сейсмический шторм на санторини: беспрецедентная активность потрясает греческий остров 8863Почему антибиотики иногда бессильны даже против "обычных" бактерий? 8862Загадочные глубины Энцелада: как физика океана скрывает инопланетную жизнь