Искусственный интеллект (ИИ) стремительно проникает во все сферы нашей жизни, обещая решить проблемы, повысить производительность и стимулировать инновации. Однако, наряду с этим, растут опасения, что ИИ может затмить или даже заменить человеческие навыки, особенно в области творчества. Но насколько обоснованы эти страхи?
Исследования, проведенные в Университете Южной Австралии (UniSA) под руководством профессора Дэвида Кропли и доктора Ребекки Марроне, опубликованные в журнале Creativity Research Journal, позволяют взглянуть на эту проблему под другим углом. Анализируя возможности генеративных ИИ, таких как ChatGPT, DALL-E и DeepSeek, ученые пришли к выводу, что ИИ – это инструмент, который скорее дополняет, чем заменяет человеческую креативность.
Генеративные ИИ, такие как ChatGPT, умело создающий тексты, звучащие как человеческие, или DALL-E, способный генерировать убедительные произведения искусства, безусловно, впечатляют. DeepSeek, их китайский аналог, также демонстрирует значительный прогресс. Однако все эти инструменты работают на основе алгоритмов и данных, предоставленных человеком.
В качестве примера, ученые приводят «Мону Лизу» да Винчи. ИИ может проанализировать эту картину, воспроизвести ее в различных стилях или даже создать на ее основе что-то новое. Но идея картины, ее концепция и смысл – это продукт человеческого разума, а не искусственного. ИИ, скорее, имитирует, чем творит по-настоящему.
Исследования показывают, что ИИ особенно эффективен в рутинных и предсказуемых задачах. Он может значительно ускорить сбор информации, оценить идеи на основе заданных критериев и освободить людей от монотонной работы. Однако, для получения действительно креативного результата, необходимо участие человека, который задает направление, формулирует задачи и оценивает полученные результаты.
В Австралии уже 40% сотрудников используют генеративный ИИ в своей работе, и каждый пятый из них за последний год удвоил частоту его использования. Но только 20% считают, что их компания в полной мере использует возможности ИИ. Это свидетельствует о том, что потенциал ИИ раскрыт далеко не полностью.
Будущее работы во многом зависит от того, как мы научимся использовать ИИ в качестве дополнения к человеческим навыкам. Крайне важно понимать, что ИИ не действует независимо, а требует человеческого участия, чтобы генерировать креативные результаты. Роль ИИ в образовании и создании новых рабочих мест требует тщательного рассмотрения.
Работодателям и преподавателям необходимо обучать своих сотрудников и студентов использовать ИИ эффективно и осознанно. Важно понимать, как ИИ может помочь им раскрыть свой потенциал, а не заменить их. Не стоит бояться, что ИИ станет конкурентом человеческой креативности, скорее, его нужно рассматривать как мощный инструмент, который может значительно расширить наши возможности.
Переоценка идеи о том, что ИИ может конкурировать с человеческими навыками, является ключевым моментом. Вместо того, чтобы опасаться замены, стоит сосредоточиться на использовании ИИ для усиления человеческих способностей и достижения новых высот в творчестве и инновациях.
Изображение носит иллюстративный характер
Исследования, проведенные в Университете Южной Австралии (UniSA) под руководством профессора Дэвида Кропли и доктора Ребекки Марроне, опубликованные в журнале Creativity Research Journal, позволяют взглянуть на эту проблему под другим углом. Анализируя возможности генеративных ИИ, таких как ChatGPT, DALL-E и DeepSeek, ученые пришли к выводу, что ИИ – это инструмент, который скорее дополняет, чем заменяет человеческую креативность.
Генеративные ИИ, такие как ChatGPT, умело создающий тексты, звучащие как человеческие, или DALL-E, способный генерировать убедительные произведения искусства, безусловно, впечатляют. DeepSeek, их китайский аналог, также демонстрирует значительный прогресс. Однако все эти инструменты работают на основе алгоритмов и данных, предоставленных человеком.
В качестве примера, ученые приводят «Мону Лизу» да Винчи. ИИ может проанализировать эту картину, воспроизвести ее в различных стилях или даже создать на ее основе что-то новое. Но идея картины, ее концепция и смысл – это продукт человеческого разума, а не искусственного. ИИ, скорее, имитирует, чем творит по-настоящему.
Исследования показывают, что ИИ особенно эффективен в рутинных и предсказуемых задачах. Он может значительно ускорить сбор информации, оценить идеи на основе заданных критериев и освободить людей от монотонной работы. Однако, для получения действительно креативного результата, необходимо участие человека, который задает направление, формулирует задачи и оценивает полученные результаты.
В Австралии уже 40% сотрудников используют генеративный ИИ в своей работе, и каждый пятый из них за последний год удвоил частоту его использования. Но только 20% считают, что их компания в полной мере использует возможности ИИ. Это свидетельствует о том, что потенциал ИИ раскрыт далеко не полностью.
Будущее работы во многом зависит от того, как мы научимся использовать ИИ в качестве дополнения к человеческим навыкам. Крайне важно понимать, что ИИ не действует независимо, а требует человеческого участия, чтобы генерировать креативные результаты. Роль ИИ в образовании и создании новых рабочих мест требует тщательного рассмотрения.
Работодателям и преподавателям необходимо обучать своих сотрудников и студентов использовать ИИ эффективно и осознанно. Важно понимать, как ИИ может помочь им раскрыть свой потенциал, а не заменить их. Не стоит бояться, что ИИ станет конкурентом человеческой креативности, скорее, его нужно рассматривать как мощный инструмент, который может значительно расширить наши возможности.
Переоценка идеи о том, что ИИ может конкурировать с человеческими навыками, является ключевым моментом. Вместо того, чтобы опасаться замены, стоит сосредоточиться на использовании ИИ для усиления человеческих способностей и достижения новых высот в творчестве и инновациях.