Кхапсе, не просто хрустящая закуска, это нить, связывающая поколения тибетцев и шерпов с их богатой культурой и духовностью. Эта традиционная выпечка, дословно означающая «закуска для рта», играет ключевую роль в праздновании Лосара, тибетского Нового года, который в 2025 году начнется 28 февраля. Этот 15-дневный фестиваль символизирует обновление и новые начинания, а кхапсе, с его историческими корнями, становится осязаемым воплощением надежды на мир и процветание.
Приготовление кхапсе – это больше, чем просто кулинарный процесс; это коллективный ритуал, объединяющий семьи и общины. Тесто, замешанное из пшеничной муки, сливочного масла, сахара и масла, иногда с добавлением яйца, раскатывают и придают ему разнообразные формы. Из теста создаются цветы, узлы, косы, а также другие замысловатые узоры, каждый из которых имеет свое значение. Затем изделия обжаривают в топленом масле до золотистого цвета. Этот трудоемкий процесс требует времени и терпения, но конечный результат стоит всех усилий.
Изначально кхапсе, как и многие другие традиции, имело свои корни в добуддийских ритуалах религии Бон. С течением времени, практика кровавых жертвоприношений трансформировалась в подношение еды – символический акт, призванный принести благополучие и процветание. В наши дни кхапсе остается важной частью праздничных обрядов, но уже как символ мира, спокойствия и единства. Считается, что первый приготовленный кусочек кхапсе, выполненный в форме скорпиона, необходимо вынести за пределы дома, чтобы отогнать невезение.
Региональные различия также вносят свой вклад в разнообразие форм и вкусов кхапсе. В округе Маркам, например, вместо сахара часто используют мед. В разных частях Тибета также применяются различные формы, например, конг-чен (узкая прямоугольная форма с разрезом посередине) или хруг-хруг (маленькие прямоугольники или треугольники). Во время Лосара выпечку собирают в башни, называемые дерга, которые вместе с другими дарами устанавливаются на алтари. Наряду с основными формами кхапсе также можно увидеть полумесяцы, солнца и хару (мелкие фигурные кусочки).
Современность вносит свои коррективы в традиционные рецепты. В Катманду, например, кхапсе можно найти в продаже круглый год, а не только во время Лосара. Многие проявляют кулинарную креативность, добавляя в тесто бананы, свеклу или шпинат, тем самым расширяя границы традиционной выпечки. Некоторые приветствуют эти нововведения, в то время как другие придерживаются классических рецептов, считая их неотъемлемой частью своей культуры. Для тех, кто верен традициям, кхапсе – это еда и символ единства семьи и преданности традициям. Согласно поверьям, неудачи во время приготовления кхапсе, например, пролитое масло, могут предвещать неприятности.
Шеф-повар Йеши Джампа, соавтор книги «Вкус Тибета» и владелец ресторана Taste Tibet в Оксфорде, на собственном примере показывает, как можно сохранить традиции и привнести в них новизну. Нун Гешема Делек Долма из монастыря Долма Линг в индийском Химачал-Прадеше и Канджи Майя Шерпа, владелица отеля Sherwi Hyul в Катманду, также вносят свой вклад в сохранение и популяризацию тибетской культуры. Работы писателя Джамьянга Норбу, автора книги «Эхо из забытых гор», также позволяют по-новому взглянуть на тибетскую культуру и традиции.
Кхапсе – это закуска и воплощение культурной самобытности, духовности и единства. От монастыря Кемгун Гумба в Лукле до монастыря Долма Линг в Индии, от Оксфорда до далеких провинций Амдо и Кхам, кхапсе объединяет тибетцев и шерпов, сохраняя их наследие для будущих поколений. Понимание этой закуски открывает новые грани тибетской культуры, позволяя прикоснуться к ее глубинам и прочувствовать ее уникальность.
Изображение носит иллюстративный характер
Приготовление кхапсе – это больше, чем просто кулинарный процесс; это коллективный ритуал, объединяющий семьи и общины. Тесто, замешанное из пшеничной муки, сливочного масла, сахара и масла, иногда с добавлением яйца, раскатывают и придают ему разнообразные формы. Из теста создаются цветы, узлы, косы, а также другие замысловатые узоры, каждый из которых имеет свое значение. Затем изделия обжаривают в топленом масле до золотистого цвета. Этот трудоемкий процесс требует времени и терпения, но конечный результат стоит всех усилий.
Изначально кхапсе, как и многие другие традиции, имело свои корни в добуддийских ритуалах религии Бон. С течением времени, практика кровавых жертвоприношений трансформировалась в подношение еды – символический акт, призванный принести благополучие и процветание. В наши дни кхапсе остается важной частью праздничных обрядов, но уже как символ мира, спокойствия и единства. Считается, что первый приготовленный кусочек кхапсе, выполненный в форме скорпиона, необходимо вынести за пределы дома, чтобы отогнать невезение.
Региональные различия также вносят свой вклад в разнообразие форм и вкусов кхапсе. В округе Маркам, например, вместо сахара часто используют мед. В разных частях Тибета также применяются различные формы, например, конг-чен (узкая прямоугольная форма с разрезом посередине) или хруг-хруг (маленькие прямоугольники или треугольники). Во время Лосара выпечку собирают в башни, называемые дерга, которые вместе с другими дарами устанавливаются на алтари. Наряду с основными формами кхапсе также можно увидеть полумесяцы, солнца и хару (мелкие фигурные кусочки).
Современность вносит свои коррективы в традиционные рецепты. В Катманду, например, кхапсе можно найти в продаже круглый год, а не только во время Лосара. Многие проявляют кулинарную креативность, добавляя в тесто бананы, свеклу или шпинат, тем самым расширяя границы традиционной выпечки. Некоторые приветствуют эти нововведения, в то время как другие придерживаются классических рецептов, считая их неотъемлемой частью своей культуры. Для тех, кто верен традициям, кхапсе – это еда и символ единства семьи и преданности традициям. Согласно поверьям, неудачи во время приготовления кхапсе, например, пролитое масло, могут предвещать неприятности.
Шеф-повар Йеши Джампа, соавтор книги «Вкус Тибета» и владелец ресторана Taste Tibet в Оксфорде, на собственном примере показывает, как можно сохранить традиции и привнести в них новизну. Нун Гешема Делек Долма из монастыря Долма Линг в индийском Химачал-Прадеше и Канджи Майя Шерпа, владелица отеля Sherwi Hyul в Катманду, также вносят свой вклад в сохранение и популяризацию тибетской культуры. Работы писателя Джамьянга Норбу, автора книги «Эхо из забытых гор», также позволяют по-новому взглянуть на тибетскую культуру и традиции.
Кхапсе – это закуска и воплощение культурной самобытности, духовности и единства. От монастыря Кемгун Гумба в Лукле до монастыря Долма Линг в Индии, от Оксфорда до далеких провинций Амдо и Кхам, кхапсе объединяет тибетцев и шерпов, сохраняя их наследие для будущих поколений. Понимание этой закуски открывает новые грани тибетской культуры, позволяя прикоснуться к ее глубинам и прочувствовать ее уникальность.