Художник и боги: конфликт вокруг наследия М.Ф. Хусейна и свободы творчества в Индии

Делийский суд вынес постановление об изъятии двух картин покойного художника М. Ф. Хусейна, что вновь подняло дискуссию о границах художественной свободы и допустимости интерпретации религиозных образов в Индии. Юрист Амита Сачдева подала жалобу, утверждая, что полотна оскорбляют религиозные чувства индуистов, поскольку на них обнаженные женские фигуры соседствуют с изображениями богов Ганеши и Ханумана. Скандальные произведения были выставлены в рамках экспозиции «Хусейн: Непреходящий модернист», проходившей в Делийской художественной галерее (DAG) с 26 октября по 14 декабря.
Художник и боги: конфликт вокруг наследия М.Ф. Хусейна и свободы творчества в Индии
Изображение носит иллюстративный характер

Эта ситуация, однако, не является единичным случаем в истории индийского искусства. М. Ф. Хусейн, которого часто называли «Пикассо Индии», на протяжении всей своей жизни сталкивался с жесткой критикой и юридическими преследованиями за свои интерпретации индуистских божеств. Его работы, где религиозные персонажи представали в нетрадиционном виде, нередко вызывали массовые протесты и обвинения в оскорблении чувств верующих. В частности, неоднозначную реакцию в обществе вызвала картина «Мать Индия».

После жалобы Сачдевой, сделавшей фотографии картин 4 декабря, DAG заявила, что не является участником судебного разбирательства и обратилась за юридической консультацией, но при этом провела проверку ситуации. Картины, по утверждениям, были убраны из экспозиции после подачи жалобы 9 декабря. Суд также просмотрел записи с камер видеонаблюдения в галерее, чтобы подтвердить факт нахождения этих произведений в галерее в период проведения выставки. Примечательно, что 10 декабря галерею посетила Сачдева в сопровождении офицера полиции.

М. Ф. Хусейн, родившийся в 1915 году и ушедший из жизни в 2011-м в возрасте 95 лет, покинул Индию в 2006 году из-за многочисленных угроз и преследований, и последние годы жизни провел в Лондоне. Несмотря на то, что Верховный суд Индии в 2008 году прекратил уголовное преследование против художника, посчитав его картины не непристойными, а также сославшись на распространенность обнаженной натуры в индийском искусстве и иконографии, споры вокруг его творчества не утихают.

Этот случай, по мнению многих, является тревожным звонком, свидетельствующим о растущем консерватизме и нетерпимости к свободному художественному самовыражению в Индии. Подобные случаи, когда произведения искусства подвергаются цензуре или изъятию по причине «оскорбления религиозных чувств», являются не единичными. Например, в 2023 году таможенное управление Индии предприняло попытки изъять произведения Ф. Н. Соуза и Акбара Падамси, обвинив художников в создании «непристойных материалов». Однако Высокий суд Бомбея вынес постановление против таможенников, потребовав вернуть семь изъятых полотен. Этот вердикт еще раз подтвердил важность защиты свободы творчества и самовыражения.

Выставка «Хусейн: Непреходящий модернист», проходившая с 26 октября по 14 декабря, должна была стать важным событием в культурной жизни Дели. Но вместо этого она стала очередным поводом для споров, расколовших индийское общество и художественное сообщество. М. Ф. Хусейн, родившийся в штате Махараштра и подолгу живший в разных городах Индии, включая Бхопал, Индор и Раджкот, остается одной из самых неоднозначных фигур индийского искусства. Его работы, вызвавшие столь острую реакцию, заставляют задуматься о том, где проходит граница между художественной интерпретацией и религиозным святотатством, а также о том, как общество должно реагировать на произведения, которые могут противоречить его моральным устоям.


Новое на сайте