Парижский собор Нотр-Дам готовится к долгожданному открытию 8 декабря, после разрушительного пожара 2019 года. Это событие не только восстанавливает архитектурное наследие, но и вызывает вопросы о том, как изменится акустика этого исторического пространства. Исследования, проведенные командой Брайана Каца, научного сотрудника CNRS и Сорбоннского университета в Париже, проливают свет на этот аспект.
Пожар 2019 года нанес существенный урон собору, включая повреждения сводчатых потолков и накопление большого количества пепла и мусора. Эти факторы, как выяснилось, значительно уменьшили реверберацию – эхо, создаваемое отражением звука от стен и потолка. Реверберация является важной характеристикой акустики Нотр-Дама, которая традиционно влияла на звучание музыки и голоса.
Реставрационные работы, проведенные с целью восстановления собора в его первоначальном виде, оказались сложным и кропотливым процессом. После пожара, во время первого визита Брайана Каца со своей командой, внутри собора находилось всего десять человек. Впоследствии поверхности собора были обработаны специальным латексом для поглощения свинца и пыли. Это привело к тому, что собор стал «исключительно чистым», и, как следствие, его акустические свойства изменились.
Исследования Каца показали, что удаление пыли и мусора, накопившихся после пожара, привело к увеличению реверберации. Это значит, что звучание в восстановленном соборе станет более гулким и объемным, чем после пожара, но не совсем таким же, как до него. Замеры, проведенные в конце сентября, позволили оценить прогресс в акустической реставрации.
Для улучшения качества звука во время проповедей и богослужений в соборе была установлена современная звуковая система. Она минимизирует количество звуковой энергии, попадающей в реверберирующее пространство собора, направляя звук непосредственно на аудиторию. Это повышает разборчивость речи, особенно в акустически сложном пространстве.
Одним из важных аспектов будущей работы с акустикой собора является создание условий для переменной реверберации. Это позволит адаптировать акустические свойства помещения к различным музыкальным стилям и видам представлений, возможно, при помощи гобеленов и драпировки.
Принятое решение о восстановлении собора в его историческом виде было направлено на минимизацию неопределенности в отношении акустических изменений. Такой подход позволил избежать необходимости предугадывать, как различные конструктивные решения повлияют на акустику собора.
Несмотря на проделанную работу, точная настройка акустики собора будет необходима после его повторного открытия. Наблюдения за тем, как звук ведет себя в реальных условиях, и последующие корректировки позволят добиться оптимального звучания.
Для популяризации научных знаний об акустике Нотр-Дама, команда Брайана Каца создала несколько мультимедийных проектов. Анимационный фильм «Сводчатые гармонии», премьера которого состоялась 24 января в рамках Недели звука ЮНЕСКО, и аудиогид «Шепот Нотр-Дама», доступный для устройств iOS и Android, представляют собой увлекательные способы изучения истории и особенностей акустики собора.
Эти проекты позволяют не только понять, как меняется звучание Нотр-Дама, но и оценить богатое культурное наследие этого уникального места. Открытие собора 8 декабря станет важным событием для Парижа и всего мира, и акустическое восстановление является неотъемлемой частью этого процесса.
Изображение носит иллюстративный характер
Пожар 2019 года нанес существенный урон собору, включая повреждения сводчатых потолков и накопление большого количества пепла и мусора. Эти факторы, как выяснилось, значительно уменьшили реверберацию – эхо, создаваемое отражением звука от стен и потолка. Реверберация является важной характеристикой акустики Нотр-Дама, которая традиционно влияла на звучание музыки и голоса.
Реставрационные работы, проведенные с целью восстановления собора в его первоначальном виде, оказались сложным и кропотливым процессом. После пожара, во время первого визита Брайана Каца со своей командой, внутри собора находилось всего десять человек. Впоследствии поверхности собора были обработаны специальным латексом для поглощения свинца и пыли. Это привело к тому, что собор стал «исключительно чистым», и, как следствие, его акустические свойства изменились.
Исследования Каца показали, что удаление пыли и мусора, накопившихся после пожара, привело к увеличению реверберации. Это значит, что звучание в восстановленном соборе станет более гулким и объемным, чем после пожара, но не совсем таким же, как до него. Замеры, проведенные в конце сентября, позволили оценить прогресс в акустической реставрации.
Для улучшения качества звука во время проповедей и богослужений в соборе была установлена современная звуковая система. Она минимизирует количество звуковой энергии, попадающей в реверберирующее пространство собора, направляя звук непосредственно на аудиторию. Это повышает разборчивость речи, особенно в акустически сложном пространстве.
Одним из важных аспектов будущей работы с акустикой собора является создание условий для переменной реверберации. Это позволит адаптировать акустические свойства помещения к различным музыкальным стилям и видам представлений, возможно, при помощи гобеленов и драпировки.
Принятое решение о восстановлении собора в его историческом виде было направлено на минимизацию неопределенности в отношении акустических изменений. Такой подход позволил избежать необходимости предугадывать, как различные конструктивные решения повлияют на акустику собора.
Несмотря на проделанную работу, точная настройка акустики собора будет необходима после его повторного открытия. Наблюдения за тем, как звук ведет себя в реальных условиях, и последующие корректировки позволят добиться оптимального звучания.
Для популяризации научных знаний об акустике Нотр-Дама, команда Брайана Каца создала несколько мультимедийных проектов. Анимационный фильм «Сводчатые гармонии», премьера которого состоялась 24 января в рамках Недели звука ЮНЕСКО, и аудиогид «Шепот Нотр-Дама», доступный для устройств iOS и Android, представляют собой увлекательные способы изучения истории и особенностей акустики собора.
Эти проекты позволяют не только понять, как меняется звучание Нотр-Дама, но и оценить богатое культурное наследие этого уникального места. Открытие собора 8 декабря станет важным событием для Парижа и всего мира, и акустическое восстановление является неотъемлемой частью этого процесса.