Интеграция ассемблера и C для ZX Spectrum

Разработка под ZX Spectrum предполагает сочетание C и ассемблера для эффективного управления ресурсами. SDCC – компилятор C для малых устройств, подходит для этого, несмотря на необходимость адаптации под архитектуру Spectrum. Ключ к успеху — понимание соглашений о вызовах (calling convention), определяющих передачу аргументов между C и ассемблерным кодом. Ранние версии SDCC передают аргументы через стек, а более поздние – через регистры, что влияет на взаимодействие кода.
Интеграция ассемблера и C для ZX Spectrum
Изображение носит иллюстративный характер

Для создания исполняемых файлов под ZX Spectrum, необходимо обойтись без стандартного CRT0, так как он заточен под автономную работу программы, а не загрузку с кассеты. Альтернативой является написание собственного CRT0 кода на ассемблере, включающего настройку стека и запуск основной функции main().

Использование __naked модификатора в C позволяет напрямую вставлять ассемблерный код, контролируя пролог и эпилог функций. Для доступа к аргументам функции, нужно знать их расположение в регистрах или стеке согласно calling convention. Глобальные переменные доступны через метки в ассемблере, либо можно использовать директиву extern для доступа к переменным, объявленным в C. Ключевое слово volatile отключает оптимизацию компилятором для корректной работы с прерываниями.

Процесс сборки включает компиляцию C кода и ассемблерных вставок, преобразование в бинарный файл, а затем упаковку в формат TAP (кассетный образ). TAP файл содержит код для загрузки в память Spectrum и может включать загрузчик на BASIC для автозапуска программы. Утилита bin2tap может быть использована для преобразования бинарных файлов в TAP с добавлением BASIC загрузчика.


Новое на сайте