В Великобритании был обнаружен уникальный артефакт, получивший название «Мозаика из Кеттона». Это удивительно сохранившееся произведение искусства изображает сцены Троянской войны, конфликта, в котором греки сражались против Трои (на территории современной Турции) в течение десяти лет после того, как Парис, сын царя Приама, похитил царицу Елену Спартанскую. Однако ключевой особенностью находки стало то, что она иллюстрирует версию событий, основанную на утерянной трагедии Эсхила, а не на знаменитом эпосе Гомера. Это открытие было подробно описано в исследовании, опубликованном 3 декабря в журнале Britannia.

Мозаика обладает внушительными размерами: 33 фута на 17 футов (10 метров на 5,3 метра). Первоначально она, вероятно, покрывала пол триклиния (столовой) в большой вилле. Археологические данные указывают на то, что мозаика использовалась в четвертом веке нашей эры, хотя заселение самой виллы, согласно предварительным работам, началось еще до укладки этого пола. Примечательно, что, несмотря на позднюю датировку создания, художественное оформление включает элементы, характерные для эпохи Эсхила, что создает временной разрыв в 800 лет между написанием пьесы и созданием мозаики.
Сюжетная линия произведения сосредоточена на противостоянии греческого героя Ахилла и троянского принца Гектора. Композиция разделена на три ключевые сцены: поединок Ахилла и Гектора после того, как троянец убил Патрокла (соратника и возлюбленного Ахилла); сцена, где Ахилл волочит тело мертвого Гектора за своей колесницей; и, наконец, выкуп тела, когда Ахилл передает останки царю Приаму в обмен на их вес в золоте. Левая часть панели с выкупом была повреждена огнем, но исследователям удалось реконструировать ее, проследив очертания плиток.
Главный автор исследования, Джейн Масселья, историк из Университета Лестера, выявила несоответствия между изображениями на полу и текстом гомеровской «Илиады», которая считается самой устойчивой версией сказания. Анализ показал, что истинным источником вдохновения послужила трагедия «Фригийцы», написанная афинским драматургом Эсхилом в начале пятого века до нашей эры. На сегодняшний день эта пьеса считается «утерянной» и сохранилась лишь во фрагментах и упоминаниях в других античных трудах. Тем не менее, именно она является единственным известным пересказом, который точно соответствует событиям, запечатленным в Кеттоне.
Наиболее ярким доказательством связи с Эсхилом служит сцена выкупа. В «Илиаде» Гомера Ахилл прямо заявляет, что не примет золото. Однако мозаика из Кеттона изображает царя Приама, нагружающего весы золотом, чтобы уравновесить вес тела Гектора. Это полностью совпадает с сюжетом «Фригийцев» Эсхила. Аналогичное расхождение наблюдается и в сцене с осквернением тела: у Гомера Ахилл волочит труп врага вокруг стен Трои, тогда как на мозаике и в пьесе Эсхила это действие происходит вокруг гробницы Патрокла.
Художественная значимость находки подтверждается анализом передачи узоров сквозь века. Дизайн верхней панели мозаики совпадает с росписью на греческом сосуде времен Эсхила. Другие части композиции содержат элементы, встречающиеся на более древнем столовом серебре, монетах и керамике из Греции, Турции и Галлии. Это свидетельствует о том, что римско-британские ремесленники использовали каталоги узоров, передававшиеся из поколения в поколение.
Хелла Экхардт, археолог из Университета Рединга, выступившая в качестве независимого эксперта и не участвовавшая в данном исследовании, отметила важность этих выводов для понимания культурных связей того времени. Открытие предполагает, что мастера в Британии не были изолированы, а являлись частью широкой торговой и ремесленной сети. Мозаика из Кеттона представляет собой яркий пример римско-британского мастерства, глубоко укорененного в средиземноморском наследии дизайна и литературы.

Изображение носит иллюстративный характер
Мозаика обладает внушительными размерами: 33 фута на 17 футов (10 метров на 5,3 метра). Первоначально она, вероятно, покрывала пол триклиния (столовой) в большой вилле. Археологические данные указывают на то, что мозаика использовалась в четвертом веке нашей эры, хотя заселение самой виллы, согласно предварительным работам, началось еще до укладки этого пола. Примечательно, что, несмотря на позднюю датировку создания, художественное оформление включает элементы, характерные для эпохи Эсхила, что создает временной разрыв в 800 лет между написанием пьесы и созданием мозаики.
Сюжетная линия произведения сосредоточена на противостоянии греческого героя Ахилла и троянского принца Гектора. Композиция разделена на три ключевые сцены: поединок Ахилла и Гектора после того, как троянец убил Патрокла (соратника и возлюбленного Ахилла); сцена, где Ахилл волочит тело мертвого Гектора за своей колесницей; и, наконец, выкуп тела, когда Ахилл передает останки царю Приаму в обмен на их вес в золоте. Левая часть панели с выкупом была повреждена огнем, но исследователям удалось реконструировать ее, проследив очертания плиток.
Главный автор исследования, Джейн Масселья, историк из Университета Лестера, выявила несоответствия между изображениями на полу и текстом гомеровской «Илиады», которая считается самой устойчивой версией сказания. Анализ показал, что истинным источником вдохновения послужила трагедия «Фригийцы», написанная афинским драматургом Эсхилом в начале пятого века до нашей эры. На сегодняшний день эта пьеса считается «утерянной» и сохранилась лишь во фрагментах и упоминаниях в других античных трудах. Тем не менее, именно она является единственным известным пересказом, который точно соответствует событиям, запечатленным в Кеттоне.
Наиболее ярким доказательством связи с Эсхилом служит сцена выкупа. В «Илиаде» Гомера Ахилл прямо заявляет, что не примет золото. Однако мозаика из Кеттона изображает царя Приама, нагружающего весы золотом, чтобы уравновесить вес тела Гектора. Это полностью совпадает с сюжетом «Фригийцев» Эсхила. Аналогичное расхождение наблюдается и в сцене с осквернением тела: у Гомера Ахилл волочит труп врага вокруг стен Трои, тогда как на мозаике и в пьесе Эсхила это действие происходит вокруг гробницы Патрокла.
Художественная значимость находки подтверждается анализом передачи узоров сквозь века. Дизайн верхней панели мозаики совпадает с росписью на греческом сосуде времен Эсхила. Другие части композиции содержат элементы, встречающиеся на более древнем столовом серебре, монетах и керамике из Греции, Турции и Галлии. Это свидетельствует о том, что римско-британские ремесленники использовали каталоги узоров, передававшиеся из поколения в поколение.
Хелла Экхардт, археолог из Университета Рединга, выступившая в качестве независимого эксперта и не участвовавшая в данном исследовании, отметила важность этих выводов для понимания культурных связей того времени. Открытие предполагает, что мастера в Британии не были изолированы, а являлись частью широкой торговой и ремесленной сети. Мозаика из Кеттона представляет собой яркий пример римско-британского мастерства, глубоко укорененного в средиземноморском наследии дизайна и литературы.