В Метрополитен-музее в Нью-Йорке хранится украшение для носа из позолоченной меди, созданное между 200 и 900 годами нашей эры. Этот артефакт, известный как «Украшение для носа с Обезглавливателем», был изготовлен представителями цивилизации Моче, или Мочика, на территории современного Перу. Размеры изделия составляют 7 на 10 сантиметров. Оно инкрустировано бирюзой и черными камнями, из которых сделаны зрачки, а глаза, серьги и пояс божества украшены полудрагоценными камнями.

Артефакт был найден на археологическом объекте Лома-Негра, расположенном на севере Перу у границы с Эквадором. В конце 1960-х годов это место подверглось разграблению, в результате чего были похищены сотни изделий из золота, серебра и меди. Из-за незаконного изъятия из гробниц невозможно установить, принадлежало ли это конкретное украшение определенному человеку. Впоследствии оно было передано в дар Метрополитен-музею.
На украшении изображен верховный бог-создатель пантеона Моче — Ай Апаэк, также известный как Обезглавливатель. В мифологии этой культуры он обладал силой подчинять врагов и восстанавливать порядок. Его иконография включает человеческое лицо с клыками ягуара и часто паукообразное тело. В одной руке божество держит церемониальный нож «туми», а в другой — отрубленную человеческую голову. На данном артефакте фигурка самого Ай Апаэка носит крупное серебряное украшение для носа.
Ай Апаэк тесно ассоциировался с пауками. Исследователи из Метрополитен-музея предполагают, что способ, которым пауки ловят добычу в паутину и разжижают её внутренние органы, мог рассматриваться как аналогия практике Моче по захвату пленных и принесению их в жертву путем кровопускания.
Цивилизация Моче существовала на побережье северного Перу с 200 по 900 год нашей эры, задолго до возникновения империи Инков. Культура была известна своей сложной социальной структурой и высоким уровнем ремесленного мастерства, особенно в металлургии и керамике.
Человеческие жертвоприношения были важной частью религиозных ритуалов Моче, совершаемых в честь богов. Эти ритуалы имели как политическое, так и семейное значение. Жертвами становились захваченные враги, а недавние исследования показывают, что в некоторых случаях члены семьи приносились в жертву своим высокопоставленным родственникам.
Практика жертвоприношений была распространена и в других древних культурах. Например, на «Холме Смерти» в Ирландии была найдена кельтская скульптура «Голова из Корлека». Возраст этого трехликого артефакта связывают с событиями, произошедшими 1900 лет назад, и предполагают его связь с ритуальными убийствами.
Среди других уникальных находок выделяются фигуры из Рус-Карр — 2600-летние деревянные идолы со «съемными гениталиями». Считается, что их глаза могли символизировать дар ясновидения скандинавского бога Одина.
Археология также раскрывает бытовые аспекты древних цивилизаций. Примером служит 2000-летний миниатюрный скелет, который, как выяснилось, был сувениром для гостей на римском пиру, напоминавшим о скоротечности жизни.

Изображение носит иллюстративный характер
Артефакт был найден на археологическом объекте Лома-Негра, расположенном на севере Перу у границы с Эквадором. В конце 1960-х годов это место подверглось разграблению, в результате чего были похищены сотни изделий из золота, серебра и меди. Из-за незаконного изъятия из гробниц невозможно установить, принадлежало ли это конкретное украшение определенному человеку. Впоследствии оно было передано в дар Метрополитен-музею.
На украшении изображен верховный бог-создатель пантеона Моче — Ай Апаэк, также известный как Обезглавливатель. В мифологии этой культуры он обладал силой подчинять врагов и восстанавливать порядок. Его иконография включает человеческое лицо с клыками ягуара и часто паукообразное тело. В одной руке божество держит церемониальный нож «туми», а в другой — отрубленную человеческую голову. На данном артефакте фигурка самого Ай Апаэка носит крупное серебряное украшение для носа.
Ай Апаэк тесно ассоциировался с пауками. Исследователи из Метрополитен-музея предполагают, что способ, которым пауки ловят добычу в паутину и разжижают её внутренние органы, мог рассматриваться как аналогия практике Моче по захвату пленных и принесению их в жертву путем кровопускания.
Цивилизация Моче существовала на побережье северного Перу с 200 по 900 год нашей эры, задолго до возникновения империи Инков. Культура была известна своей сложной социальной структурой и высоким уровнем ремесленного мастерства, особенно в металлургии и керамике.
Человеческие жертвоприношения были важной частью религиозных ритуалов Моче, совершаемых в честь богов. Эти ритуалы имели как политическое, так и семейное значение. Жертвами становились захваченные враги, а недавние исследования показывают, что в некоторых случаях члены семьи приносились в жертву своим высокопоставленным родственникам.
Практика жертвоприношений была распространена и в других древних культурах. Например, на «Холме Смерти» в Ирландии была найдена кельтская скульптура «Голова из Корлека». Возраст этого трехликого артефакта связывают с событиями, произошедшими 1900 лет назад, и предполагают его связь с ритуальными убийствами.
Среди других уникальных находок выделяются фигуры из Рус-Карр — 2600-летние деревянные идолы со «съемными гениталиями». Считается, что их глаза могли символизировать дар ясновидения скандинавского бога Одина.
Археология также раскрывает бытовые аспекты древних цивилизаций. Примером служит 2000-летний миниатюрный скелет, который, как выяснилось, был сувениром для гостей на римском пиру, напоминавшим о скоротечности жизни.