Конкурс Wildlife Photographer of the Year, в 61-й раз организованный лондонским Музеем естественной истории, установил новый рекорд, приняв 60 636 работ из 113 стран и территорий. Главный титул «Фотограф года дикой природы 2025» был присужден Виму ван ден Хеверу из Южной Африки за снимок «Посетитель города-призрака», победивший также в категории «Городская дикая природа».

На снимке запечатлена бурая гиена, редчайший вид гиен в мире, в заброшенном алмазодобывающем городе Кольманскоп на побережье пустыни Намиб. Фотограф использовал фотоловушку, чтобы поймать момент, когда животное проходит среди остовов зданий на фоне морского тумана, идущего с Атлантического океана. Ван ден Хевер признался, что шел к этому кадру 10 лет. Бурые гиены, ведущие ночной и преимущественно одиночный образ жизни, проходят через Кольманскоп в поисках падали или для охоты на детенышей капского морского котика.
Член жюри Аканкша Суд Сингх охарактеризовала работу победителя как «жуткое сопоставление дикой природы, отвоевывающей человеческую цивилизацию». Она назвала фотографию «многослойной историей потерь, стойкости и тихого триумфа мира природы», а также «символом жизнестойкости среди упадка».
В категории «Поведение: Млекопитающие» победил Деннис Стогсдилл со снимком каракала, который с «ледяным взглядом» уносит безжизненного фламинго в национальном парке Серенгети в Танзании. В номинации «Поведение: Птицы» лучшей стала работа «Синхронная рыбалка» китайского фотографа Цинжун Яна. Ему удалось зафиксировать момент, когда рыба-леди выхватывает добычу прямо из-под клюва малой белой цапли на озере Юньдан. В 1970-х годах это озеро, бывшая морская гавань, было отрезано от моря и превратилось в загрязненный водоем, но позже было восстановлено благодаря инженерному проекту.
Канадец Шейн Гросс стал победителем в категории «Животные в их среде обитания» за снимок «Как угорь из воды», на котором три перцовые мурены охотятся на падаль во время отлива. Эти угри способны находиться вне воды более 30 секунд, и фотографу потребовалось несколько недель, чтобы задокументировать это редкое поведение. В номинации «Подводный мир» победил американец Ральф Пейс с работой «Спасательный кошелек». На снимке изображена яйцевая капсула калифорнийской раздувающейся акулы, прикрепленная к гигантской водоросли в заливе Монтерей. Подсветка показывает эмбрион с жаберными щелями и желточным мешком. Исследователи отмечают, что популяция этих акул уязвима, так как за последние 34 года леса гигантских водорослей в заливе сократились более чем на 95%.
Награду «Восходящая звезда» получил Лука Лоренц. Его работа «Единственный выживший» рассказывает историю евразийского воробьиного сыча, который после исчезновения партнера в одиночестве возвращается с едой в гнездо, тщетно взывая к нему. Второй снимок, «Безмятежность тюленя», сделан на острове Гельголанд в Северном море и показывает обыкновенного тюленя, высунувшего голову из спокойной воды во время сильного дождя.
Квентин Мартинес из Франции победил в категории «Поведение: Амфибии и рептилии» со снимком «Резвящиеся лягушки». Используя широкоугольный объектив и рассеянную вспышку, он запечатлел массовое сборище малых древесных лягушек во время сезона размножения, который провоцируется сильными дождями и длится всего несколько часов. Немецкий фотограф Симона Баумайстер победила в номинации «Природное искусство» с кадром «Пойманный в свете фар». Она сняла паука-кругопряда на пешеходном мосту, силуэт которого виден на фоне калейдоскопических огней автомобилей. Для искажения краев изображения при сохранении резкости в центре она перевернула один из шести стеклянных элементов в аналоговом объективе.
Победителем в номинации «Фотожурналистика» стал Хон А Хуарес из Испании с работой «Как спасти вид». Снимок документирует научную работу проекта BioRescue по спасению северного белого носорога. В кадре — не выживший плод южного белого носорога, полученный в результате первой в мире успешной пересадки эмбриона суррогатной матери после экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Этот научный прорыв является ключевым шагом на пути к спасению вида.
Награду за лучшую фотожурналистскую историю получил Хавьер Аснар Гонсалес де Руэда. Его серия включает снимок «Конец облавы», сделанный 19 сентября 2021 года в лаборатории MToxins Venom в Висконсине, США. На нем основатель лаборатории Натаниэль Франк «доит» восточного ромбического гремучника (
Норвежец Аудун Рикардсен победил в категории «Океаны: общая картина» со снимком «Пир». Фотография передает хаотичную сцену, где чайки пытаются поймать рыбу, запутавшуюся в сетях атлантического рыболовного судна полярной ночью на севере Норвегии. Автор привлекает внимание к конфликту между морскими птицами и рыболовной промышленностью, так как многие птицы тонут в кошельковых неводах. Ученые уже тестируют решения, позволяющие сетям тонуть быстрее.

Изображение носит иллюстративный характер
На снимке запечатлена бурая гиена, редчайший вид гиен в мире, в заброшенном алмазодобывающем городе Кольманскоп на побережье пустыни Намиб. Фотограф использовал фотоловушку, чтобы поймать момент, когда животное проходит среди остовов зданий на фоне морского тумана, идущего с Атлантического океана. Ван ден Хевер признался, что шел к этому кадру 10 лет. Бурые гиены, ведущие ночной и преимущественно одиночный образ жизни, проходят через Кольманскоп в поисках падали или для охоты на детенышей капского морского котика.
Член жюри Аканкша Суд Сингх охарактеризовала работу победителя как «жуткое сопоставление дикой природы, отвоевывающей человеческую цивилизацию». Она назвала фотографию «многослойной историей потерь, стойкости и тихого триумфа мира природы», а также «символом жизнестойкости среди упадка».
В категории «Поведение: Млекопитающие» победил Деннис Стогсдилл со снимком каракала, который с «ледяным взглядом» уносит безжизненного фламинго в национальном парке Серенгети в Танзании. В номинации «Поведение: Птицы» лучшей стала работа «Синхронная рыбалка» китайского фотографа Цинжун Яна. Ему удалось зафиксировать момент, когда рыба-леди выхватывает добычу прямо из-под клюва малой белой цапли на озере Юньдан. В 1970-х годах это озеро, бывшая морская гавань, было отрезано от моря и превратилось в загрязненный водоем, но позже было восстановлено благодаря инженерному проекту.
Канадец Шейн Гросс стал победителем в категории «Животные в их среде обитания» за снимок «Как угорь из воды», на котором три перцовые мурены охотятся на падаль во время отлива. Эти угри способны находиться вне воды более 30 секунд, и фотографу потребовалось несколько недель, чтобы задокументировать это редкое поведение. В номинации «Подводный мир» победил американец Ральф Пейс с работой «Спасательный кошелек». На снимке изображена яйцевая капсула калифорнийской раздувающейся акулы, прикрепленная к гигантской водоросли в заливе Монтерей. Подсветка показывает эмбрион с жаберными щелями и желточным мешком. Исследователи отмечают, что популяция этих акул уязвима, так как за последние 34 года леса гигантских водорослей в заливе сократились более чем на 95%.
Награду «Восходящая звезда» получил Лука Лоренц. Его работа «Единственный выживший» рассказывает историю евразийского воробьиного сыча, который после исчезновения партнера в одиночестве возвращается с едой в гнездо, тщетно взывая к нему. Второй снимок, «Безмятежность тюленя», сделан на острове Гельголанд в Северном море и показывает обыкновенного тюленя, высунувшего голову из спокойной воды во время сильного дождя.
Квентин Мартинес из Франции победил в категории «Поведение: Амфибии и рептилии» со снимком «Резвящиеся лягушки». Используя широкоугольный объектив и рассеянную вспышку, он запечатлел массовое сборище малых древесных лягушек во время сезона размножения, который провоцируется сильными дождями и длится всего несколько часов. Немецкий фотограф Симона Баумайстер победила в номинации «Природное искусство» с кадром «Пойманный в свете фар». Она сняла паука-кругопряда на пешеходном мосту, силуэт которого виден на фоне калейдоскопических огней автомобилей. Для искажения краев изображения при сохранении резкости в центре она перевернула один из шести стеклянных элементов в аналоговом объективе.
Победителем в номинации «Фотожурналистика» стал Хон А Хуарес из Испании с работой «Как спасти вид». Снимок документирует научную работу проекта BioRescue по спасению северного белого носорога. В кадре — не выживший плод южного белого носорога, полученный в результате первой в мире успешной пересадки эмбриона суррогатной матери после экстракорпорального оплодотворения (ЭКО). Этот научный прорыв является ключевым шагом на пути к спасению вида.
Награду за лучшую фотожурналистскую историю получил Хавьер Аснар Гонсалес де Руэда. Его серия включает снимок «Конец облавы», сделанный 19 сентября 2021 года в лаборатории MToxins Venom в Висконсине, США. На нем основатель лаборатории Натаниэль Франк «доит» восточного ромбического гремучника (
Crotalus adamanteus), чей яд используется для производства противоядий и в медицинских исследованиях. Другой снимок, «Кишащая яма», показывает сотни западных гремучников во время ежегодной облавы в Суитуотере, штат Техас, где многих змей убьют ради кожи и мяса. Норвежец Аудун Рикардсен победил в категории «Океаны: общая картина» со снимком «Пир». Фотография передает хаотичную сцену, где чайки пытаются поймать рыбу, запутавшуюся в сетях атлантического рыболовного судна полярной ночью на севере Норвегии. Автор привлекает внимание к конфликту между морскими птицами и рыболовной промышленностью, так как многие птицы тонут в кошельковых неводах. Ученые уже тестируют решения, позволяющие сетям тонуть быстрее.