Лингвистический антрополог Рич Сандовал из Столичного университета Денвера выдвинул гипотезу о том, что положения рук, изображенные на 1300-летнем Алтаре Q цивилизации майя, являются не просто художественным элементом, а представляют собой отдельную, четко определенную письменность. Согласно его исследованию, опубликованному 8 марта в журнале Transactions of the Philological Society, эта система жестовых знаков кодирует конкретные даты календаря Длинного счета майя.

Центральным артефактом исследования является Алтарь Q — прямоугольный каменный алтарь конца VIII века, найденный на археологическом объекте Копан в Гондурасе. Этот памятник классического периода (250–900 гг. н. э.) изучается с середины XIX века и, по словам Сандовала, является «одним из самых легендарных артефактов Древней Мезоамерики». На его четырех сторонах вырезаны 16 правителей Копана, каждый из которых изображен с определенным положением рук и сопровождается иероглифическими надписями.
Сандовал предполагает, что цивилизация майя использовала двойную систему письма, состоящую из двух различных скриптов. Первая — это известная иероглифическая письменность, насчитывающая более 1000 символов. Вторая — это недавно предложенная письменность, основанная на форме рук в изобразительном искусстве. Ученый рассматривает Алтарь Q как своего рода «Розеттский камень», но отмечает, что два вида письма передают разную информацию, а не являются прямым переводом друг друга.
Исследователь утверждает, что жесты 16 правителей, сгруппированные по четырем панелям алтаря, представляют четыре конкретные даты Длинного счета:
Восточная панель: 9.0.2.0.0 (соответствует 27 ноября 437 г.)
Западная панель: 9.19.10.0.0 (соответствует 30 апреля 820 г.)
Южная панель: 9.16.13.12.0 (соответствует 21 октября 764 г.)
Северная панель: 9.17.5.0.15 (соответствует 7 января 776 г.)
Календарь Длинного счета майя состоит из пяти блоков: бактун, катун, тун, уинал и кин. Один цикл творения, по верованиям майя, состоял из 13 бактунов (один бактун равен 144 000 дней). Цикл, завершившийся 21 декабря 2012 года, начался 13 августа 3114 года до нашей эры.
В качестве доказательства своей теории Сандовал приводит несколько линий аргументации. Он идентифицировал два различных жеста среди свободных рук правителей, которые напоминают известные иероглифические варианты числа «ноль». Их расположение соответствует размещению нулей в датах Длинного счета, обозначающих «окончание периода».
Кроме того, Сандовал предполагает, что значение бактуна «девять» (9) закодировано в верхнем ободе каждой панели и в головах четырех главных правителей, образуя конфигурацию из черты и точек, похожую на перевернутый иероглиф девятки. Число 9 и его перевернутая ориентация у майя ассоциировались со смертью и подземным миром.
Исследователь также обнаружил, что число 16 часто встречается в иероглифах алтаря. Например, коэффициенты дат восшествия на престол и смерти первого и последнего правителей по Календарному кругу в сумме дают 16.
Сандовал связывает расшифрованные им даты с ключевыми событиями в истории Копана. Дата на восточной панели соответствует дате смерти первого правителя. Дата на западной панели — дате смерти последнего правителя. Дата на южной панели связана с божеством-покровителем шестнадцатого правителя, а дата на северной панели наступает через 16 дней после начала 64-дневного ритуала, связанного с Алтарем Q, о котором было известно из иероглифов.
Однако эта гипотеза встретила критику в научном сообществе. Александр Токовинин, археолог-антрополог из Университета Алабамы и специалист по эпиграфике майя, не принимавший участия в исследовании, назвал выводы Сандовала «крайне неправдоподобными». По его мнению, «визуальные и текстовые данные, по-видимому, были изменены, чтобы соответствовать гипотезе автора».
Несмотря на критику, Рич Сандовал, ранее изучавший смешение жестового и вербального языков у индейского племени арапахо, уверен в своих выводах. Он утверждает, что несколько независимых линий доказательств указывают на один и тот же результат, и надеется, что его частичная расшифровка станет основой для будущих усилий по декодированию ранее неизвестной письменности майя.

Изображение носит иллюстративный характер
Центральным артефактом исследования является Алтарь Q — прямоугольный каменный алтарь конца VIII века, найденный на археологическом объекте Копан в Гондурасе. Этот памятник классического периода (250–900 гг. н. э.) изучается с середины XIX века и, по словам Сандовала, является «одним из самых легендарных артефактов Древней Мезоамерики». На его четырех сторонах вырезаны 16 правителей Копана, каждый из которых изображен с определенным положением рук и сопровождается иероглифическими надписями.
Сандовал предполагает, что цивилизация майя использовала двойную систему письма, состоящую из двух различных скриптов. Первая — это известная иероглифическая письменность, насчитывающая более 1000 символов. Вторая — это недавно предложенная письменность, основанная на форме рук в изобразительном искусстве. Ученый рассматривает Алтарь Q как своего рода «Розеттский камень», но отмечает, что два вида письма передают разную информацию, а не являются прямым переводом друг друга.
Исследователь утверждает, что жесты 16 правителей, сгруппированные по четырем панелям алтаря, представляют четыре конкретные даты Длинного счета:
Восточная панель: 9.0.2.0.0 (соответствует 27 ноября 437 г.)
Западная панель: 9.19.10.0.0 (соответствует 30 апреля 820 г.)
Южная панель: 9.16.13.12.0 (соответствует 21 октября 764 г.)
Северная панель: 9.17.5.0.15 (соответствует 7 января 776 г.)
Календарь Длинного счета майя состоит из пяти блоков: бактун, катун, тун, уинал и кин. Один цикл творения, по верованиям майя, состоял из 13 бактунов (один бактун равен 144 000 дней). Цикл, завершившийся 21 декабря 2012 года, начался 13 августа 3114 года до нашей эры.
В качестве доказательства своей теории Сандовал приводит несколько линий аргументации. Он идентифицировал два различных жеста среди свободных рук правителей, которые напоминают известные иероглифические варианты числа «ноль». Их расположение соответствует размещению нулей в датах Длинного счета, обозначающих «окончание периода».
Кроме того, Сандовал предполагает, что значение бактуна «девять» (9) закодировано в верхнем ободе каждой панели и в головах четырех главных правителей, образуя конфигурацию из черты и точек, похожую на перевернутый иероглиф девятки. Число 9 и его перевернутая ориентация у майя ассоциировались со смертью и подземным миром.
Исследователь также обнаружил, что число 16 часто встречается в иероглифах алтаря. Например, коэффициенты дат восшествия на престол и смерти первого и последнего правителей по Календарному кругу в сумме дают 16.
Сандовал связывает расшифрованные им даты с ключевыми событиями в истории Копана. Дата на восточной панели соответствует дате смерти первого правителя. Дата на западной панели — дате смерти последнего правителя. Дата на южной панели связана с божеством-покровителем шестнадцатого правителя, а дата на северной панели наступает через 16 дней после начала 64-дневного ритуала, связанного с Алтарем Q, о котором было известно из иероглифов.
Однако эта гипотеза встретила критику в научном сообществе. Александр Токовинин, археолог-антрополог из Университета Алабамы и специалист по эпиграфике майя, не принимавший участия в исследовании, назвал выводы Сандовала «крайне неправдоподобными». По его мнению, «визуальные и текстовые данные, по-видимому, были изменены, чтобы соответствовать гипотезе автора».
Несмотря на критику, Рич Сандовал, ранее изучавший смешение жестового и вербального языков у индейского племени арапахо, уверен в своих выводах. Он утверждает, что несколько независимых линий доказательств указывают на один и тот же результат, и надеется, что его частичная расшифровка станет основой для будущих усилий по декодированию ранее неизвестной письменности майя.