Историки Ален Буро и Беатрис Делоренти обнаружили средневековый документ, который является старейшим из известных письменных опровержений подлинности Туринской плащаницы. Текст, написанный между 1355 и 1382 годами, доказывает, что скептицизм в отношении реликвии существовал с момента её первого появления около 650 лет назад. Анализ документа опубликован в научном издании Journal of Medieval History.

Автором текста является Николь Орем, уважаемый нормандский богослов, который впоследствии стал епископом города Лизьё во Франции. В 1350-х годах он служил ученым и королевским советником. В своем трактате, который, по мнению исследователей, был написан, скорее всего, после 1370 года, Орем отвергает подлинность плащаницы, называя её «явной» и «очевидной» подделкой.
Орем прямо обвинял «священнослужителей» в фабрикации чудес и обманов с целью сбора пожертвований для своих церквей. В качестве «яркого примера» таких лживых практик он привел именно плащаницу, выставленную в храме в Лире, Франция. Он считал ее созданной искусственно для привлечения паломников и их денег.
По словам историка Николаса Сарзо из Католического университета Лувена в Бельгии, подход Орема примечателен своей рациональностью. Вместо того чтобы приписывать явления божественным или демоническим силам, он пытался найти им логические объяснения, оценивал надежность свидетелей и предостерегал от доверия слухам.
Открытие текста Орема отодвигает дату первого задокументированного скепсиса. Ранее самым ранним подобным документом считалось письмо Пьера д'Арси, епископа Труа, датированное 1389 годом. В нем д'Арси также называл плащаницу подделкой и сообщал, что один из его предшественников пришел к такому же выводу около 1355 года, что точно совпадает с временными рамками деятельности Николя Орема.
В 1389 году спор о реликвии достиг высшей точки. Папе Клименту VII был направлен официальный меморандум, объявлявший плащаницу подделкой. Епископ Пьер д'Арси также обратился к королю Франции Карлу VI с просьбой прекратить дальнейшие показы реликвии, назвав её «изготовленной тканью, на которой искусственно нарисовано изображение».
В итоге папа Климент VII разрешил дальнейшую демонстрацию плащаницы, но при строгом условии: её следовало представлять исключительно как «изображение» или копию, а не как подлинный погребальный саван. Это решение стало компромиссом, который признавал сомнения в её аутентичности.
Современные эксперты подтверждают важность находки. Николас Сарзо утверждает, что Туринская плащаница является «наиболее задокументированным случаем поддельной реликвии в Средние века». Это мнение подкрепляется множеством исторических свидетельств, указывающих на её искусственное происхождение с самого момента её появления.
Профессор Андреа Николотти из Туринского университета, ведущий специалист по истории плащаницы, отмечает, что документ Орема является ценным историческим доказательством того, что «даже в Средние века знали, что плащаница не является подлинной». По мнению Николотти, мнение Орема особенно весомо, поскольку он не был лично вовлечен в локальный спор и выступал как сторонний, рационально мыслящий наблюдатель.
Исторические свидетельства XIV века полностью согласуются с результатами современных научных исследований. Радиоуглеродное датирование, проведенное ранее, установило, что ткань плащаницы была изготовлена в конце XIII или XIV века — именно в тот период, когда она впервые появилась в Лире и была раскритикована Оремом.
Новейший 3D-анализ, результаты которого будут опубликованы в 2025 году в журнале Archaeometry за авторством К. Мораеса, пришел к выводу, что полотно было обернуто вокруг скульптуры, а не человеческого тела. Это исследование добавляет еще один научный аргумент в пользу того, что знаменитая реликвия является средневековым артефактом, а не погребальным саваном.

Изображение носит иллюстративный характер
Автором текста является Николь Орем, уважаемый нормандский богослов, который впоследствии стал епископом города Лизьё во Франции. В 1350-х годах он служил ученым и королевским советником. В своем трактате, который, по мнению исследователей, был написан, скорее всего, после 1370 года, Орем отвергает подлинность плащаницы, называя её «явной» и «очевидной» подделкой.
Орем прямо обвинял «священнослужителей» в фабрикации чудес и обманов с целью сбора пожертвований для своих церквей. В качестве «яркого примера» таких лживых практик он привел именно плащаницу, выставленную в храме в Лире, Франция. Он считал ее созданной искусственно для привлечения паломников и их денег.
По словам историка Николаса Сарзо из Католического университета Лувена в Бельгии, подход Орема примечателен своей рациональностью. Вместо того чтобы приписывать явления божественным или демоническим силам, он пытался найти им логические объяснения, оценивал надежность свидетелей и предостерегал от доверия слухам.
Открытие текста Орема отодвигает дату первого задокументированного скепсиса. Ранее самым ранним подобным документом считалось письмо Пьера д'Арси, епископа Труа, датированное 1389 годом. В нем д'Арси также называл плащаницу подделкой и сообщал, что один из его предшественников пришел к такому же выводу около 1355 года, что точно совпадает с временными рамками деятельности Николя Орема.
В 1389 году спор о реликвии достиг высшей точки. Папе Клименту VII был направлен официальный меморандум, объявлявший плащаницу подделкой. Епископ Пьер д'Арси также обратился к королю Франции Карлу VI с просьбой прекратить дальнейшие показы реликвии, назвав её «изготовленной тканью, на которой искусственно нарисовано изображение».
В итоге папа Климент VII разрешил дальнейшую демонстрацию плащаницы, но при строгом условии: её следовало представлять исключительно как «изображение» или копию, а не как подлинный погребальный саван. Это решение стало компромиссом, который признавал сомнения в её аутентичности.
Современные эксперты подтверждают важность находки. Николас Сарзо утверждает, что Туринская плащаница является «наиболее задокументированным случаем поддельной реликвии в Средние века». Это мнение подкрепляется множеством исторических свидетельств, указывающих на её искусственное происхождение с самого момента её появления.
Профессор Андреа Николотти из Туринского университета, ведущий специалист по истории плащаницы, отмечает, что документ Орема является ценным историческим доказательством того, что «даже в Средние века знали, что плащаница не является подлинной». По мнению Николотти, мнение Орема особенно весомо, поскольку он не был лично вовлечен в локальный спор и выступал как сторонний, рационально мыслящий наблюдатель.
Исторические свидетельства XIV века полностью согласуются с результатами современных научных исследований. Радиоуглеродное датирование, проведенное ранее, установило, что ткань плащаницы была изготовлена в конце XIII или XIV века — именно в тот период, когда она впервые появилась в Лире и была раскритикована Оремом.
Новейший 3D-анализ, результаты которого будут опубликованы в 2025 году в журнале Archaeometry за авторством К. Мораеса, пришел к выводу, что полотно было обернуто вокруг скульптуры, а не человеческого тела. Это исследование добавляет еще один научный аргумент в пользу того, что знаменитая реликвия является средневековым артефактом, а не погребальным саваном.