Ssylka

Почему туринскую плащаницу называли «явной подделкой» уже 650 лет назад?

Историки Ален Буро и Беатрис Делоренти обнаружили средневековый документ, который является старейшим из известных письменных опровержений подлинности Туринской плащаницы. Текст, написанный между 1355 и 1382 годами, доказывает, что скептицизм в отношении реликвии существовал с момента её первого появления около 650 лет назад. Анализ документа опубликован в научном издании Journal of Medieval History.
Почему туринскую плащаницу называли «явной подделкой» уже 650 лет назад?
Изображение носит иллюстративный характер

Автором текста является Николь Орем, уважаемый нормандский богослов, который впоследствии стал епископом города Лизьё во Франции. В 1350-х годах он служил ученым и королевским советником. В своем трактате, который, по мнению исследователей, был написан, скорее всего, после 1370 года, Орем отвергает подлинность плащаницы, называя её «явной» и «очевидной» подделкой.

Орем прямо обвинял «священнослужителей» в фабрикации чудес и обманов с целью сбора пожертвований для своих церквей. В качестве «яркого примера» таких лживых практик он привел именно плащаницу, выставленную в храме в Лире, Франция. Он считал ее созданной искусственно для привлечения паломников и их денег.

По словам историка Николаса Сарзо из Католического университета Лувена в Бельгии, подход Орема примечателен своей рациональностью. Вместо того чтобы приписывать явления божественным или демоническим силам, он пытался найти им логические объяснения, оценивал надежность свидетелей и предостерегал от доверия слухам.

Открытие текста Орема отодвигает дату первого задокументированного скепсиса. Ранее самым ранним подобным документом считалось письмо Пьера д'Арси, епископа Труа, датированное 1389 годом. В нем д'Арси также называл плащаницу подделкой и сообщал, что один из его предшественников пришел к такому же выводу около 1355 года, что точно совпадает с временными рамками деятельности Николя Орема.

В 1389 году спор о реликвии достиг высшей точки. Папе Клименту VII был направлен официальный меморандум, объявлявший плащаницу подделкой. Епископ Пьер д'Арси также обратился к королю Франции Карлу VI с просьбой прекратить дальнейшие показы реликвии, назвав её «изготовленной тканью, на которой искусственно нарисовано изображение».

В итоге папа Климент VII разрешил дальнейшую демонстрацию плащаницы, но при строгом условии: её следовало представлять исключительно как «изображение» или копию, а не как подлинный погребальный саван. Это решение стало компромиссом, который признавал сомнения в её аутентичности.

Современные эксперты подтверждают важность находки. Николас Сарзо утверждает, что Туринская плащаница является «наиболее задокументированным случаем поддельной реликвии в Средние века». Это мнение подкрепляется множеством исторических свидетельств, указывающих на её искусственное происхождение с самого момента её появления.

Профессор Андреа Николотти из Туринского университета, ведущий специалист по истории плащаницы, отмечает, что документ Орема является ценным историческим доказательством того, что «даже в Средние века знали, что плащаница не является подлинной». По мнению Николотти, мнение Орема особенно весомо, поскольку он не был лично вовлечен в локальный спор и выступал как сторонний, рационально мыслящий наблюдатель.

Исторические свидетельства XIV века полностью согласуются с результатами современных научных исследований. Радиоуглеродное датирование, проведенное ранее, установило, что ткань плащаницы была изготовлена в конце XIII или XIV века — именно в тот период, когда она впервые появилась в Лире и была раскритикована Оремом.

Новейший 3D-анализ, результаты которого будут опубликованы в 2025 году в журнале Archaeometry за авторством К. Мораеса, пришел к выводу, что полотно было обернуто вокруг скульптуры, а не человеческого тела. Это исследование добавляет еще один научный аргумент в пользу того, что знаменитая реликвия является средневековым артефактом, а не погребальным саваном.


Новое на сайте