Ssylka

Может ли уникальная фреска изменить историю доинкской цивилизации в Перу?

В начале июля на археологическом объекте Уака-Йоланда, расположенном на северо-западном побережье Перу, была обнаружена массивная трехмерная настенная роспись возрастом 3000 лет. Артефакт относится к Формативному периоду, датируемому 2000-1000 годами до нашей эры, и был найден в первую неделю раскопок.
Может ли уникальная фреска изменить историю доинкской цивилизации в Перу?
Изображение носит иллюстративный характер

Руководит работами археолог Сесилия Маурисио из Папского католического университета Перу. Именно она сообщила о деталях находки в интервью для издания Live Science и подчеркнула ее исключительную научную ценность.

Фреска, достигающая почти 6 метров в длину и 2,9 метра в высоту, находится в исключительном состоянии сохранности. На ней до сих пор отчетливо видны синие, желтые, красные и черные краски. Исследователи полагают, что роспись украшала внутренние помещения главного атриума храма Формативного периода.

На южной стороне мурали изображена большая птица с распростертыми крыльями, возможно, орел или сокол, с ромбовидным узором на голове. Эта композиция отличается высокой детализацией и символизмом, характерным для древних культов региона.

Северная часть росписи содержит изображения растений, звезд и человекоподобных фигур. По предварительной интерпретации, эти фигуры могут представлять шаманов, выполняющих ритуальные действия. Общий фон украшен стилизованными рыбами, звездами и мифологическими существами.

Сесилия Маурисио охарактеризовала находку как беспрецедентную: «Изображения, декоративные техники и исключительное состояние сохранности делают это открытие поистине уникальным для региона».

Исторический контекст делает открытие еще более значимым. Уака-Йоланда, вероятно, существовала одновременно с Чавин-де-Уантар — крупным ритуальным центром Чавинской цивилизации в Андах, которая предшествовала империи инков и была известна сложными сельскохозяйственными техниками, металлургией и производством текстиля.

Искусство Чавинской цивилизации, развивавшейся в горной местности, традиционно изображает хищников джунглей, таких как ягуары и рептилии. Эти мотивы считались определяющими для искусства всего региона в тот период.

Однако фреска из Уака-Йоланда демонстрирует совершенно иную, самобытную прибрежную художественную традицию. На ней присутствуют изображения, характерные для жизни у океана, в частности, рыбы и рыболовные сети. Эти элементы полностью отсутствуют в искусстве высокогорного Чавин-де-Уантар.

Несмотря на колоссальную историческую ценность, археологический объект Уака-Йоланда в настоящее время не имеет статуса официально охраняемого памятника.

В связи с этим Сесилия Маурисио и Папский католический университет Перу обратились к Министерству культуры Перу, региональным властям и организациям по охране наследия с призывом обеспечить сохранность этого уникального объекта.


Новое на сайте

18577Вспышка на солнце сорвала запуск ракеты New Glenn к Марсу 18576Как фишинг-платформа Lighthouse заработала миллиард долларов и почему Google подала на... 18575Почему космический мусор стал реальной угрозой для пилотируемых миссий? 18574Зеленый свидетель: как мох помогает раскрывать преступления 18573Инфраструктурная гонка ИИ: Anthropic инвестирует $50 миллиардов для Claude 18572Кровь активных мышей омолодила мозг ленивых сородичей 18571Как легализация ставок превратила азарт в повседневную угрозу? 18570Скрытый код в щелчках кашалотов расколол учёных 18569Как скоординированная атака на Cisco и Citrix вскрывает корпоративные сети? 18568Используют ли кашалоты гласные звуки в своем языке? 18567Коробка как инстинкт: почему кошки так одержимы укрытиями 18566Тысячелетние хранители генов: загадка изолированного народа Аргентины 18565Синтетический антидот из нанотел бросает вызов яду африканских змей 18564Брендинг перемен: как IBM сделала внутреннюю реформу элитным продуктом