Лесной эколог и писатель Сюзанна Симард в своем эссе для журнала Noema утверждает, что лес преподает три фундаментальных урока: устойчивость происходит из сетей, сила — из сотрудничества, а долголетие — из баланса. Деревья разных видов соединены подземными грибковыми сетями, через которые они обмениваются углеродом, питательными веществами и информацией об угрозах. Эта взаимосвязь формирует единое сообщество, способное к адаптации и совместному использованию ресурсов для выживания.

Сила этих связей определяет жизнеспособность всей системы. «Экосистемы похожи на человеческие общества — они строятся на отношениях. Чем прочнее эти отношения, тем более устойчива система», — отмечает Симард. Успех любого общества, будь то лесного или человеческого, напрямую зависит от прочности связей между его отдельными участниками и видами.
В отличие от саморегулирующихся природных сетей, искусственные системы сталкиваются с проблемой бесконечных циклов. В 1936 году Алан Тьюринг доказал, что не существует универсального алгоритма, способного определить, остановится ли когда-нибудь другая программа или будет работать вечно. Это явление, известное как «проблема остановки», можно наблюдать в реальном мире: например, телетрап в аэропорту Мадрида, бесконечно пытавшийся состыковаться с уже улетевшим самолетом, или гипотетический робот, получивший команду «двигайся, пока не увидишь красный объект» в комнате без красных предметов.
Человеческое сознание, в отличие от алгоритма, не подвержено таким бесконечным рекурсиям. Причина кроется в его «заземленности» во времени и энтропии. Сознание неразрывно связано с метаболическими процессами тела, его постоянной борьбой за выживание и неотвратимым движением «стрелы времени». Эта воплощенность позволяет человеку вырываться из циклов, в которых чистый интеллект мог бы застрять навечно.
Глубокое понимание времени и преемственности лежит в основе мировоззрения коренных народов. Дельта Кей, хранительница культуры и просветитель из народа Араквал Бунджалунг, объясняет, что в их представлении земля, известная как «Country», хранит память, а духи предков вплетены в ее ландшафт. Жизнь, смерть и возрождение составляют единый, непрерывный цикл, основанный не на реинкарнации, а на логике постоянства.
Эта перспектива, описанная в полевых заметках «OUTLAST» из Байрон-Бей, предлагает модель долгосрочного мышления, основанную на смирении и ответственности. Чтобы создать что-либо, рассчитанное на несколько поколений, — будь то бизнес, сообщество или наследие, — необходимо воспринимать себя как «хранителя, а не владельца». Мышление должно быть ориентировано на следующее столетие, а не только на следующий квартал, отказываясь от мифа о безграничном извлечении ресурсов в пользу модели непрерывности.
На более личном уровне принципы устойчивости реализуются через осознанное формирование окружения. Как отмечает Альфред Луа в своем «Ежегодном обзоре», «окружение определяет наши действия по умолчанию, особенно когда сила воли на исходе». Наличие в холодильнике пирожных вместо черники или иконок социальных сетей на главном экране телефона вместо приложения для чтения напрямую влияет на повседневный выбор. Сознательное размещение книг по дому — простая стратегия, побуждающая к чтению вместо бессознательного обращения к смартфону.
В современную эпоху появляется новый вызов, связанный с влиянием искусственного интеллекта на человеческие устремления. Патрик Дауд в эссе «Наследие снов» пишет, что каждое поколение вынуждено «бороться с мечтами, которые оно унаследовало». Сегодня эта борьба усложняется тем, что наши цели и желания все чаще «подсказываются невидимыми алгоритмами». ИИ, обученный на архивах человеческой культуры, проецирует обобщенные версии успеха и счастья, которые могут незаметно формировать личные пути, подобно невысказанным ожиданиям родителей. Критически важно задаваться вопросом о происхождении собственных мечтаний, чтобы сохранить способность мечтать свободно.

Изображение носит иллюстративный характер
Сила этих связей определяет жизнеспособность всей системы. «Экосистемы похожи на человеческие общества — они строятся на отношениях. Чем прочнее эти отношения, тем более устойчива система», — отмечает Симард. Успех любого общества, будь то лесного или человеческого, напрямую зависит от прочности связей между его отдельными участниками и видами.
В отличие от саморегулирующихся природных сетей, искусственные системы сталкиваются с проблемой бесконечных циклов. В 1936 году Алан Тьюринг доказал, что не существует универсального алгоритма, способного определить, остановится ли когда-нибудь другая программа или будет работать вечно. Это явление, известное как «проблема остановки», можно наблюдать в реальном мире: например, телетрап в аэропорту Мадрида, бесконечно пытавшийся состыковаться с уже улетевшим самолетом, или гипотетический робот, получивший команду «двигайся, пока не увидишь красный объект» в комнате без красных предметов.
Человеческое сознание, в отличие от алгоритма, не подвержено таким бесконечным рекурсиям. Причина кроется в его «заземленности» во времени и энтропии. Сознание неразрывно связано с метаболическими процессами тела, его постоянной борьбой за выживание и неотвратимым движением «стрелы времени». Эта воплощенность позволяет человеку вырываться из циклов, в которых чистый интеллект мог бы застрять навечно.
Глубокое понимание времени и преемственности лежит в основе мировоззрения коренных народов. Дельта Кей, хранительница культуры и просветитель из народа Араквал Бунджалунг, объясняет, что в их представлении земля, известная как «Country», хранит память, а духи предков вплетены в ее ландшафт. Жизнь, смерть и возрождение составляют единый, непрерывный цикл, основанный не на реинкарнации, а на логике постоянства.
Эта перспектива, описанная в полевых заметках «OUTLAST» из Байрон-Бей, предлагает модель долгосрочного мышления, основанную на смирении и ответственности. Чтобы создать что-либо, рассчитанное на несколько поколений, — будь то бизнес, сообщество или наследие, — необходимо воспринимать себя как «хранителя, а не владельца». Мышление должно быть ориентировано на следующее столетие, а не только на следующий квартал, отказываясь от мифа о безграничном извлечении ресурсов в пользу модели непрерывности.
На более личном уровне принципы устойчивости реализуются через осознанное формирование окружения. Как отмечает Альфред Луа в своем «Ежегодном обзоре», «окружение определяет наши действия по умолчанию, особенно когда сила воли на исходе». Наличие в холодильнике пирожных вместо черники или иконок социальных сетей на главном экране телефона вместо приложения для чтения напрямую влияет на повседневный выбор. Сознательное размещение книг по дому — простая стратегия, побуждающая к чтению вместо бессознательного обращения к смартфону.
В современную эпоху появляется новый вызов, связанный с влиянием искусственного интеллекта на человеческие устремления. Патрик Дауд в эссе «Наследие снов» пишет, что каждое поколение вынуждено «бороться с мечтами, которые оно унаследовало». Сегодня эта борьба усложняется тем, что наши цели и желания все чаще «подсказываются невидимыми алгоритмами». ИИ, обученный на архивах человеческой культуры, проецирует обобщенные версии успеха и счастья, которые могут незаметно формировать личные пути, подобно невысказанным ожиданиям родителей. Критически важно задаваться вопросом о происхождении собственных мечтаний, чтобы сохранить способность мечтать свободно.