Команда студентов из Университета Ольборга в Дании успешно спроектировала, создала и протестировала рабочий прототип гибридного дрона. Устройство способно как летать по воздуху, так и передвигаться под водой, совершая плавный переход между двумя средами. Демонстрационное видео показывает, как аппарат взлетает, погружается, маневрирует под водой и затем снова взмывает в воздух прямо с водной поверхности.

Разработка была выполнена в рамках бакалаврской диссертации и заняла два семестра. Авторами проекта стали студенты факультета прикладной промышленной электроники: Андрей Копачи, Павел Ковальчик, Кшиштоф Сероцкий и Миколай Двигало.
Научным руководителем проекта выступил доцент Петар Дурдевич, возглавляющий исследовательскую группу «Оффшорные дроны и роботы» в Университете Ольборга. Информация о разработке была предоставлена студентами в совместном письме для издания Live Science, а также опубликована профессором Дурдевичем в социальной сети LinkedIn.
Ключевой технологией, обеспечившей уникальные возможности дрона, стало использование винтов с изменяемым шагом. Лопасти пропеллеров могут вращаться, меняя свой угол атаки. Для полета в воздухе устанавливается более высокий шаг, что позволяет создавать мощный воздушный поток для подъема.
При погружении в воду шаг винтов уменьшается. Это минимизирует сопротивление и повышает эффективность движения в более плотной среде. Такая система позволяет дрону не только эффективно передвигаться, но и точно маневрировать.
Для маневров под водой пропеллеры также способны создавать отрицательную тягу, что дает аппарату дополнительную свободу перемещения. Это отличает его от многих аналогов, которые могут лишь погружаться и всплывать.
Аппаратные компоненты прототипа были изготовлены с использованием 3D-принтера и станка с числовым программным управлением (ЧПУ). Управление дроном осуществляется с помощью специально разработанного для него программного обеспечения.
Разработчики назвали свой проект «крупным шагом вперед в робототехнике», продемонстрировав, что одно транспортное средство может эффективно работать в двух совершенно разных средах.
Созданный прототип не является первым в мире гибридным дроном, способным работать в воздухе и под водой. В 2015 году исследователи из Ратгерского университета в Нью-Джерси представили аналогичный прототип. В 2023 году китайские ученые также продемонстрировали дрон со способностью перехода из воздушной среды в водную.
Несмотря на то, что сейчас существует лишь один прототип, разработанный в Дании, потенциальные сферы его применения обширны. Среди них военные операции, инспекция морских судов, океанографические исследования, поисково-спасательные миссии и общее реагирование на чрезвычайные ситуации.

Изображение носит иллюстративный характер
Разработка была выполнена в рамках бакалаврской диссертации и заняла два семестра. Авторами проекта стали студенты факультета прикладной промышленной электроники: Андрей Копачи, Павел Ковальчик, Кшиштоф Сероцкий и Миколай Двигало.
Научным руководителем проекта выступил доцент Петар Дурдевич, возглавляющий исследовательскую группу «Оффшорные дроны и роботы» в Университете Ольборга. Информация о разработке была предоставлена студентами в совместном письме для издания Live Science, а также опубликована профессором Дурдевичем в социальной сети LinkedIn.
Ключевой технологией, обеспечившей уникальные возможности дрона, стало использование винтов с изменяемым шагом. Лопасти пропеллеров могут вращаться, меняя свой угол атаки. Для полета в воздухе устанавливается более высокий шаг, что позволяет создавать мощный воздушный поток для подъема.
При погружении в воду шаг винтов уменьшается. Это минимизирует сопротивление и повышает эффективность движения в более плотной среде. Такая система позволяет дрону не только эффективно передвигаться, но и точно маневрировать.
Для маневров под водой пропеллеры также способны создавать отрицательную тягу, что дает аппарату дополнительную свободу перемещения. Это отличает его от многих аналогов, которые могут лишь погружаться и всплывать.
Аппаратные компоненты прототипа были изготовлены с использованием 3D-принтера и станка с числовым программным управлением (ЧПУ). Управление дроном осуществляется с помощью специально разработанного для него программного обеспечения.
Разработчики назвали свой проект «крупным шагом вперед в робототехнике», продемонстрировав, что одно транспортное средство может эффективно работать в двух совершенно разных средах.
Созданный прототип не является первым в мире гибридным дроном, способным работать в воздухе и под водой. В 2015 году исследователи из Ратгерского университета в Нью-Джерси представили аналогичный прототип. В 2023 году китайские ученые также продемонстрировали дрон со способностью перехода из воздушной среды в водную.
Несмотря на то, что сейчас существует лишь один прототип, разработанный в Дании, потенциальные сферы его применения обширны. Среди них военные операции, инспекция морских судов, океанографические исследования, поисково-спасательные миссии и общее реагирование на чрезвычайные ситуации.