Ssylka

Почему девятый полёт Starship снова закончился разрушением, и что будет дальше?

Во вторник вечером с площадки Starbase на самом юге Техаса взмыл 403-футовый (123 м) «мега-ракета» Starship — самый большой и мощный носитель в истории. Это был девятый испытательный полёт программы; жители окрестной территории лишь неделю назад проголосовали за преобразование посёлка в официальный город.
Почему девятый полёт Starship снова закончился разрушением, и что будет дальше?
Изображение носит иллюстративный характер

Пуск прошёл штатно, но, едва корабль вышел на околокосмическую траекторию, аппарат начал неуправляемо вращаться. Целью был неконтролируемый приводнение в Индийском океане, однако вместо этого произошёл «быстрый незапланированный разбор» — формулировка SpaceX для разрушения в полёте. Связь оборвалась, а прямая трансляция была досрочно завершена.

Сборка отличалась тем, что под кораблём впервые использовался ранее летавший сверхтяжёлый ускоритель Super Heavy. Попытку поймать его гигантскими «палочками» башни откладывать не стали: телеметрия пропала, и ступень развалилась, обрушившись обломками в Мексиканский залив.

Предварительная причина потери контроля — утечки топлива. «Не слишком радужные перспективы по сегодняшним орбитальным задачам», — признал во время трансляции комментатор Dan Huot, напомнив, что главным испытанием должно было стать проверка теплозащитного экрана при управляемом входе.

Для этого полёта инженеры установили модифицированные теплозащитные плитки и «специальные захваты» — элементы будущей системы повторного использования, призванной возвращать корабль прямо на стартовую башню. По плану корпус должен был затонуть после приводнения, но до этого этапа Starship не дотянул.

Два предыдущих испытания в этом году закончились ещё быстрее: огненные обломки засыпали Атлантику и Карибское море, ни один аппарат не ушёл дальше Карибского бассейна. Пострадавших не было, однако тогда пришлось временно перенаправлять авиарейсы.

За неделю до старта Федеральное управление гражданской авиации США выдало разрешение, расширив морские и воздушные зоны безопасности и сдвинув окно запуска за пределы пиковых часов авиатрафика. В третий раз подряд обошлось без ущерба на земле.

«Большой прогресс», — оценил на X (бывший Twitter) основатель, главный инженер и гендиректор SpaceX Илон Маск, пообещав «по Starship каждые три-четыре недели» ещё как минимум трижды. Такое ускорение критично не только для компании.

NASA рассчитывает на Starship в программе Artemis: уже в следующем году запланирован облёт Луны четырьмя астронавтами, а не раньше 2027-го — высадка двух человек на поверхность с помощью лунного варианта корабля. Без успешных и регулярных испытаний гигантской ракеты эти сроки окажутся под угрозой.


Новое на сайте

17902Lufthansa заменит 4000 административных сотрудников искусственным интеллектом 17901Каков истинный срок годности генетической информации? 17900Сможет ли закон догнать искусственный интеллект, предлагающий психотерапию? 17899Цепная реакция заражения листерией из-за одного поставщика 17898Холодный расчет: как современная наука изменила правила стирки 17897Деревянная начинка: массовый отзыв корн-догов из-за угрозы травм 17896Случайное открытие, спасшее 500 миллионов жизней 17895Мастерство мобильной съемки: полное руководство по камере iPhone 17894Что мог рассказать личный набор инструментов охотника эпохи палеолита? 17893Почему крупнейшая звездная колыбель млечного пути производит непропорционально много... 17892Обречены ли мы есть инжир с мертвыми осами внутри? 17891Почему AI-помощникам выгодно лгать, а не признавать незнание? 17890Является ли творчество искусственного интеллекта предсказуемым недостатком? 17889Как каланы цепляются за надежду? 17888Расшифрованный код древнего Египта