Угасающие воспоминания можно омолодить, сделав их почти такими же доступными, как и новые. Этот процесс, названный «ментальным путешествием во времени», заключается в намеренном воспроизведении контекста — эмоций, мыслей и сенсорной информации, — который сопровождал момент первоначального запоминания информации.

Исследование, опубликованное в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences) в понедельник, 28 июля, было проведено под руководством психолога Карла-Хайнца Боймля из Регенсбургского университета в Германии. В эксперименте приняли участие более 1200 добровольцев, которые изучали либо короткий текстовый отрывок, либо списки несвязанных существительных. Фокус был направлен на память о заученной информации, а не на автобиографические воспоминания о событиях.
Участников разделили на группы. Контрольная группа вспоминала информацию несколько раз в течение первого часа без дополнительных усилий. Экспериментальные группы проходили тестирование через четыре часа, 24 часа и семь дней. Перед тестом им предлагалось использовать один из двух методов «ментального путешествия во времени».
Первый метод — эмоционально-контекстуальное воспоминание. Участников просили активно вспомнить мысли и чувства, которые они испытывали во время первоначального сеанса обучения. Второй метод — избирательное праймирование. Добровольцам показывали небольшую часть выученной информации, чтобы спровоцировать воспоминание об остальном.
Результаты показали, что обе техники помогли восстановить воспоминания. Через четыре часа эмоциональное воспоминание восстановило около 70% целевых воспоминаний, а избирательное праймирование — около 84%. Спустя 24 часа показатели снизились до 59% и 68% соответственно.
Эффект техники не является вечным. Через семь дней метод эмоционального воспоминания не принес никаких результатов (0%), а избирательное праймирование позволило восстановить лишь 31% забытой информации. Это указывает на необходимость регулярного повторения для поддержания памяти.
Процесс забывания можно сравнить с валуном на горе. В момент заучивания валун находится на вершине. Процесс забывания — это его скатывание вниз, причем сначала детали теряются очень быстро. По мере приближения к основанию горы, где склон становится менее крутым, скорость забывания замедляется, и некоторые детали стабилизируются в памяти. «Ментальное путешествие во времени» фактически «перезагружает» память, возвращая валун ближе к вершине.
Когнитивный нейробиолог Дениз Ватансевер из Фуданьского университета в Китае, не участвовавший в исследовании, подтверждает, что распад памяти не является линейным и может быть обращен вспять. Однако он отмечает, что настоящей проверкой станет применение этих методов за пределами лаборатории. Реальные автобиографические воспоминания гораздо богаче по эмоциональному и сенсорному содержанию, чем списки слов, что, по мнению Карла-Хайнца Боймля, действительно повлияет на степень омоложения памяти.
Нейробиолог Джастин Халберт из Бейтс-колледжа предлагает альтернативный подход. Он считает, что многократная практика с самого начала может сделать память более стабильной, не позволяя «валуну» скатиться далеко вниз. Вместо того чтобы спасать угасшие воспоминания, их можно укрепить на раннем этапе.
Для эффективного запоминания материала, например, при подготовке к экзаменам, Карл-Хайнц Боймль советует планировать сеансы повторения с короткими интервалами. Вместо одного повторения через семь дней лучше создать «повторяющиеся циклы омоложения», просматривая материал через три дня, затем через шесть и так далее, чтобы поддерживать воспоминания на стабильно высоком уровне.
Для долговременного сохранения информации Джастин Халберт рекомендует сначала освежать воспоминания часто — через час или два. Позже интервалы между повторениями можно увеличивать до месяцев или даже лет. Это означает, что со временем «толкать валун в гору» придется все реже, чтобы сохранить память на долгий срок.

Изображение носит иллюстративный характер
Исследование, опубликованное в журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences) в понедельник, 28 июля, было проведено под руководством психолога Карла-Хайнца Боймля из Регенсбургского университета в Германии. В эксперименте приняли участие более 1200 добровольцев, которые изучали либо короткий текстовый отрывок, либо списки несвязанных существительных. Фокус был направлен на память о заученной информации, а не на автобиографические воспоминания о событиях.
Участников разделили на группы. Контрольная группа вспоминала информацию несколько раз в течение первого часа без дополнительных усилий. Экспериментальные группы проходили тестирование через четыре часа, 24 часа и семь дней. Перед тестом им предлагалось использовать один из двух методов «ментального путешествия во времени».
Первый метод — эмоционально-контекстуальное воспоминание. Участников просили активно вспомнить мысли и чувства, которые они испытывали во время первоначального сеанса обучения. Второй метод — избирательное праймирование. Добровольцам показывали небольшую часть выученной информации, чтобы спровоцировать воспоминание об остальном.
Результаты показали, что обе техники помогли восстановить воспоминания. Через четыре часа эмоциональное воспоминание восстановило около 70% целевых воспоминаний, а избирательное праймирование — около 84%. Спустя 24 часа показатели снизились до 59% и 68% соответственно.
Эффект техники не является вечным. Через семь дней метод эмоционального воспоминания не принес никаких результатов (0%), а избирательное праймирование позволило восстановить лишь 31% забытой информации. Это указывает на необходимость регулярного повторения для поддержания памяти.
Процесс забывания можно сравнить с валуном на горе. В момент заучивания валун находится на вершине. Процесс забывания — это его скатывание вниз, причем сначала детали теряются очень быстро. По мере приближения к основанию горы, где склон становится менее крутым, скорость забывания замедляется, и некоторые детали стабилизируются в памяти. «Ментальное путешествие во времени» фактически «перезагружает» память, возвращая валун ближе к вершине.
Когнитивный нейробиолог Дениз Ватансевер из Фуданьского университета в Китае, не участвовавший в исследовании, подтверждает, что распад памяти не является линейным и может быть обращен вспять. Однако он отмечает, что настоящей проверкой станет применение этих методов за пределами лаборатории. Реальные автобиографические воспоминания гораздо богаче по эмоциональному и сенсорному содержанию, чем списки слов, что, по мнению Карла-Хайнца Боймля, действительно повлияет на степень омоложения памяти.
Нейробиолог Джастин Халберт из Бейтс-колледжа предлагает альтернативный подход. Он считает, что многократная практика с самого начала может сделать память более стабильной, не позволяя «валуну» скатиться далеко вниз. Вместо того чтобы спасать угасшие воспоминания, их можно укрепить на раннем этапе.
Для эффективного запоминания материала, например, при подготовке к экзаменам, Карл-Хайнц Боймль советует планировать сеансы повторения с короткими интервалами. Вместо одного повторения через семь дней лучше создать «повторяющиеся циклы омоложения», просматривая материал через три дня, затем через шесть и так далее, чтобы поддерживать воспоминания на стабильно высоком уровне.
Для долговременного сохранения информации Джастин Халберт рекомендует сначала освежать воспоминания часто — через час или два. Позже интервалы между повторениями можно увеличивать до месяцев или даже лет. Это означает, что со временем «толкать валун в гору» придется все реже, чтобы сохранить память на долгий срок.