В Фицуильямском музее Кембриджского университета исследователи обнаружили полный отпечаток руки возрастом 4000 лет. Находка была сделана на нижней стороне древнеегипетского погребального артефакта, известного как «дом души», во время подготовки к выставке «Сделано в Древнем Египте». Отпечаток, вероятно, был оставлен гончаром, который перемещал изделие из мастерской на просушку перед обжигом.

Старший египтолог музея и куратор выставки Хелен Струдвик назвала находку исключительной. «Редко и захватывающе найти полный отпечаток руки под этим домом души», — заявила она. В то время как отдельные отпечатки пальцев встречаются на древних предметах, полный отпечаток ладони предоставляет беспрецедентную личную связь с моментом создания. «Я никогда раньше не видела столь полного отпечатка руки на египетском предмете. Это напрямую переносит вас в момент создания объекта и к человеку, который его сделал».
Конкретный артефакт датируется периодом между 2055 и 1650 годами до нашей эры. Он происходит из некрополя Дейр-Рифа, расположенного примерно в 280 километрах к северу от Луксора в южном Египте. Модель представляет собой двухэтажное сооружение с рядом колонн на каждом уровне и лестницей, ведущей на второй этаж и на крышу.
«Дома души» представляют собой керамические модели жилищ, которые помещали в гробницы. Их предназначение — служить местом упокоения для души умершего, или «ка». Часто внутри этих моделей находились миниатюрные подношения пищи, такие как хлеб, листья салата и головы быков, предназначенные для обеспечения усопшего в загробной жизни.
Технология изготовления таких моделей была специфической. Сначала из деревянных палочек создавался каркас будущего дома. Затем этот каркас облепливался влажной глиной. После этого объект подвергался обжигу при высокой температуре. Деревянный каркас сгорал, а глина превращалась в прочную керамику, сохраняя заданную форму.
Термин «дом души» был введен английским египтологом сэром Уильямом Мэтью Флиндерсом Питри, жившим с 1853 по 1942 год. Он считал, что эти модели служили для обеспечения усопшего провизией в загробном мире. Существуют и другие теории относительно их назначения.
Одна из гипотез предполагает, что эти модели были буквальным домом для духа умершего. Другая теория гласит, что они являлись чисто символическим подношением. Согласно заявлению Кембриджского университета, «дома души», вероятно, выполняли двойную функцию: служили одновременно и жилищем для духа, и символическим даром.
Хелен Струдвик отмечает, что «дома души» обычно размещались непосредственно над погребальными шахтами. Это наблюдение легло в основу теории, согласно которой такие модели могли быть более дешевой альтернативой сложным и дорогим гробничным часовням для людей, которые не могли позволить себе подобные погребальные сооружения.
Кроме того, существует гипотеза о связи «домов души» с верой древних египтян в то, что умершие могут возвращаться в свои дома. Таким образом, модель жилища, размещенная над захоронением, могла символизировать связь между миром живых и миром мертвых, предоставляя душе знакомое пристанище.

Изображение носит иллюстративный характер
Старший египтолог музея и куратор выставки Хелен Струдвик назвала находку исключительной. «Редко и захватывающе найти полный отпечаток руки под этим домом души», — заявила она. В то время как отдельные отпечатки пальцев встречаются на древних предметах, полный отпечаток ладони предоставляет беспрецедентную личную связь с моментом создания. «Я никогда раньше не видела столь полного отпечатка руки на египетском предмете. Это напрямую переносит вас в момент создания объекта и к человеку, который его сделал».
Конкретный артефакт датируется периодом между 2055 и 1650 годами до нашей эры. Он происходит из некрополя Дейр-Рифа, расположенного примерно в 280 километрах к северу от Луксора в южном Египте. Модель представляет собой двухэтажное сооружение с рядом колонн на каждом уровне и лестницей, ведущей на второй этаж и на крышу.
«Дома души» представляют собой керамические модели жилищ, которые помещали в гробницы. Их предназначение — служить местом упокоения для души умершего, или «ка». Часто внутри этих моделей находились миниатюрные подношения пищи, такие как хлеб, листья салата и головы быков, предназначенные для обеспечения усопшего в загробной жизни.
Технология изготовления таких моделей была специфической. Сначала из деревянных палочек создавался каркас будущего дома. Затем этот каркас облепливался влажной глиной. После этого объект подвергался обжигу при высокой температуре. Деревянный каркас сгорал, а глина превращалась в прочную керамику, сохраняя заданную форму.
Термин «дом души» был введен английским египтологом сэром Уильямом Мэтью Флиндерсом Питри, жившим с 1853 по 1942 год. Он считал, что эти модели служили для обеспечения усопшего провизией в загробном мире. Существуют и другие теории относительно их назначения.
Одна из гипотез предполагает, что эти модели были буквальным домом для духа умершего. Другая теория гласит, что они являлись чисто символическим подношением. Согласно заявлению Кембриджского университета, «дома души», вероятно, выполняли двойную функцию: служили одновременно и жилищем для духа, и символическим даром.
Хелен Струдвик отмечает, что «дома души» обычно размещались непосредственно над погребальными шахтами. Это наблюдение легло в основу теории, согласно которой такие модели могли быть более дешевой альтернативой сложным и дорогим гробничным часовням для людей, которые не могли позволить себе подобные погребальные сооружения.
Кроме того, существует гипотеза о связи «домов души» с верой древних египтян в то, что умершие могут возвращаться в свои дома. Таким образом, модель жилища, размещенная над захоронением, могла символизировать связь между миром живых и миром мертвых, предоставляя душе знакомое пристанище.