Ssylka

Храм паласпата: как затерянное святилище меняет представления об империи Тиуанако?

В Боливии обнаружены руины храма Паласпата, названного по местному топониму. Эта 1400-летняя постройка принадлежит цивилизации Тиуанако, предшественнице инков. Анализ находки, опубликованный 24 июня в журнале Antiquity, проливает свет на расцвет малоизученного государства.
Храм паласпата: как затерянное святилище меняет представления об империи Тиуанако?
Изображение носит иллюстративный характер

Цивилизация Тиуанако, базировавшаяся к югу от озера Титикака в Андах, достигла пика могущества до своего краха около 1000 года н. э. К моменту прихода инков 400 лет спустя регион лежал в руинах. Изучение Тиуанако затруднено из-за удаленности высокогорных участков и ограниченных ресурсов боливийской археологии. Хотя известны столица и некоторые поселения, структура государства остается предметом спора: централизованная ли власть (патримониальная Тиуанако) или равноправный союз народов?

Храм Паласпата был выявлен благодаря современным методам. Исследователи заметили не нанесенный на карты участок земли. Беспилотные облеты и фотограмметрия (создание 3D-модели из множества цифровых фото) позволили детально изучить объект. Открылась террасная платформа храма размером 125 на 145 метров – примерно с городской квартал. Его четырехугольные помещения группировались вокруг внутреннего двора.

Расположен храм примерно в 210 км к югу от основного археологического комплекса Тиуанако. Радиоуглеродный анализ угля показал период наиболее активного использования с 630 по 950 год н. э. Ключевым было его стратегическое положение на стыке трех торговых путей: ведущих к высокогорьям на севере, засушливому плато на западе и долинам на востоке. Среди руин найдены фрагменты кер – ритуальных кубков для питья чичи, традиционного кукурузного пива.

По словам Хосе Каприлеса, антропологического археолога из Университета Пенсильвании и ведущего автора исследования, конструкция храма предполагает проведение ритуалов, связанных с солнечным равноденствием. Находки кер указывают на его роль центра торговли. Приготовление чичи требовало ингредиентов из далеких долин Кочабамбы в центральной Боливии.

Каприлес подчеркивает социально-политическую функцию храма: его расположение на перекрестке путей способствовало объединению людей Тиуанако. «Большинство экономических и политических сделок должно было опосредоваться через божество», – поясняет он, отмечая религиозную значимость как «общего языка» для сотрудничества. Эрик Марш, антрополог из Национального университета Куйо в Аргентине, считает находку поводом «переосмыслить дальние связи» Тиуанако с Кочабамбой и югом.

Стивен Вернке, археолог Университета Вандербильта, отмечает, что стратегическое положение Паласпаты поддерживает модель скоординированного, централизованного общества. Он называет храм «интригующей и захватывающей новой частью головоломки» о Тиуанако и раннем андском империализме. Для цивилизации, о которой известно так мало, это открытие «весьма значимо».


Новое на сайте