Археолог Марк Хортон из Королевского сельскохозяйственного университета (Великобритания) выдвинул гипотезу, что пропавшая английская колония Роанок ассимилировалась с народом кроатан на острове Хаттерас, Северная Каролина. Ключевым доказательством стали две крупные кучи железных чешуек (хаммер-скейл), обнаруженные на Хаттерасе. Этот специфический побочный продукт традиционной кузнечной обработки железа образуется при нагреве металла.

Хаммер-скейл был найден смешанным с артефактами XVI века и залегал под мощным слоем раковинного культурного слоя, содержащего «практически отсутствующие» европейские материалы. Хортон утверждает, что чешуйки — это отходы производства, а не предметы торговли. Поскольку коренные народы не владели технологией ковки железа, их присутствие указывает на деятельность английских кузнецов на Хаттерасе в конце XVI века. Радиоуглеродный анализ слоя совпадает со временем исчезновения колонии.
История колонии Роанок началась в 1587 году, когда около 120 поселенцев прибыли на остров Роанок, Северная Каролина (Внешние отмели). Испытывая трудности, их лидер Джон Уайт отплыл в Англию за припасами. Вернувшись в 1590 году, он обнаружил поселение покинутым, но нашел вырезанное на дереве слово «КРОАТОАН» (CROATOAN). Это положило начало многовековой загадке: были ли колонисты убиты кроатанами или ушли к ним на остров Хаттерас?
Гипотезу Хортона поддерживает Кэтлин Дюваль, профессор истории Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. Она заявляет, что находка хорошо согласуется с историческими и археологическими данными. «Это абсолютно логично, что потерянная колония перебралась на остров Хаттерас», — утверждает Дюваль. — «Они сами написали, куда направляются: к Кроатоану».
Однако не все убеждены. Чарльз Юэн, заслуженный профессор археологии Университета Восточной Каролины и соавтор книги «Становление потерянной колонией: История, предания и популярная культура загадки Роанока» (McFarland, 2024), скептичен. Он требует прямого доказательства кузнечного дела — обнаружения горна. Юэн предлагает альтернативы: чешуйки могли появиться, если коренное население перерабатывало предметы колонистов, или это следы пребывания других европейских исследователей или поселенцев XVI века, останавливавшихся на Хаттерасе по пути вдоль Восточного побережья с Гольфстримом. «Хаммер-скейл сам по себе меня не убеждает без должного контекста — а без опубликованного отчета я не вижу хорошего контекста», — заявляет Юэн.
Важно отметить, что выводы группы Хортона пока не опубликованы в рецензируемом научном журнале. Раскопки на Хаттерасе (на частной земле с согласия владельца) в основном завершены. Следующим шагом команды станет подготовка публикации. Хортон признает наличие «нескольких нерешенных вопросов»: переместились ли все колонисты? Могли ли некоторые погибнуть на Роаноке или Хаттерасе? Он считает хаммер-скейл «еще одним очень убедительным доказательством».
Юэн же полагает, что существующие археологические и исторические данные не проясняют судьбу колонии. По его мнению, ключом может стать обнаружение европейских захоронений XVI века с предметами европейского происхождения, а не торговыми товарами.

Изображение носит иллюстративный характер
Хаммер-скейл был найден смешанным с артефактами XVI века и залегал под мощным слоем раковинного культурного слоя, содержащего «практически отсутствующие» европейские материалы. Хортон утверждает, что чешуйки — это отходы производства, а не предметы торговли. Поскольку коренные народы не владели технологией ковки железа, их присутствие указывает на деятельность английских кузнецов на Хаттерасе в конце XVI века. Радиоуглеродный анализ слоя совпадает со временем исчезновения колонии.
История колонии Роанок началась в 1587 году, когда около 120 поселенцев прибыли на остров Роанок, Северная Каролина (Внешние отмели). Испытывая трудности, их лидер Джон Уайт отплыл в Англию за припасами. Вернувшись в 1590 году, он обнаружил поселение покинутым, но нашел вырезанное на дереве слово «КРОАТОАН» (CROATOAN). Это положило начало многовековой загадке: были ли колонисты убиты кроатанами или ушли к ним на остров Хаттерас?
Гипотезу Хортона поддерживает Кэтлин Дюваль, профессор истории Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл. Она заявляет, что находка хорошо согласуется с историческими и археологическими данными. «Это абсолютно логично, что потерянная колония перебралась на остров Хаттерас», — утверждает Дюваль. — «Они сами написали, куда направляются: к Кроатоану».
Однако не все убеждены. Чарльз Юэн, заслуженный профессор археологии Университета Восточной Каролины и соавтор книги «Становление потерянной колонией: История, предания и популярная культура загадки Роанока» (McFarland, 2024), скептичен. Он требует прямого доказательства кузнечного дела — обнаружения горна. Юэн предлагает альтернативы: чешуйки могли появиться, если коренное население перерабатывало предметы колонистов, или это следы пребывания других европейских исследователей или поселенцев XVI века, останавливавшихся на Хаттерасе по пути вдоль Восточного побережья с Гольфстримом. «Хаммер-скейл сам по себе меня не убеждает без должного контекста — а без опубликованного отчета я не вижу хорошего контекста», — заявляет Юэн.
Важно отметить, что выводы группы Хортона пока не опубликованы в рецензируемом научном журнале. Раскопки на Хаттерасе (на частной земле с согласия владельца) в основном завершены. Следующим шагом команды станет подготовка публикации. Хортон признает наличие «нескольких нерешенных вопросов»: переместились ли все колонисты? Могли ли некоторые погибнуть на Роаноке или Хаттерасе? Он считает хаммер-скейл «еще одним очень убедительным доказательством».
Юэн же полагает, что существующие археологические и исторические данные не проясняют судьбу колонии. По его мнению, ключом может стать обнаружение европейских захоронений XVI века с предметами европейского происхождения, а не торговыми товарами.