Забудьте о величественных колоннах и гладиаторских боях. Повседневная жизнь Вечного города атаковала обоняние. Источники – от Плиния Старшего до раскопок в Помпеях и Пестуме – рисуют ольфакторный портрет, далекий от чистоты. Основу ароматической палитры составляли отнюдь не благовония.

Сточные системы Рима были несовершенны. Собственники боялись подключать туалеты к клоакам, опасаясь грызунов и вони. Эти «канализации» служили скорее ливневками. Профессионалы собирали экскременты для удобрений и мочу для обработки тканей из выгребных ям. Повсеместно использовались ночные горшки, содержимое которых позже выплескивали на улицу. Эти системы работали лишь для владельцев домов, оставляя жителей тесных инсул и улиц без удобств.
Животные добавляли свои ноты. Каменные мельницы (жернова) в пекарнях крутили мулы и ослы. Скот для продажи или убоя заполнял улицы, оставляя повсюду навоз. Знаменитые «ступеньки» в Помпеях как раз помогали горожанам перейти грязь, не запачкавшись. Смерть тоже витала в воздухе. Утилизация тел не была строгой: в зависимости от статуса, тела могли оставлять непогребенными под открытым небом. Запах разложения встречался куда чаще, чем сегодня. Светоний в I веке н. э. описал шокирующий случай: собака принесла отрубленную человеческую руку прямо на пиршественный стол императора Веспасиана.
Личная гигиена боролась с вонизной примитивными средствами. Телесный запах был обыденностью из-за редкого мытья и отсутствия современных дезодорантов. Хотя средства существовали, они были странными: дезодоранты часто принимали внутрь, веря, что это предотвратит запах подмышек. Один рецепт советовал кипятить корень золотистого чертополоха в вине, чтобы вызвать мочеиспускание и «вывести» запах. Римские бани, вопреки мифам о чистоте, были рассадником микробов. В тесных ваннах мылись по 8-12 человек одновременно, натирая тела оливковым маслом (иногда ароматизированным), а затем соскребая его вместе с грязью бронзовым стригилем. Грязную смесь масла и пота просто швыряли на стены или в стоки, где она застаивалась.
Но Рим знал и роскошь ароматов. Изобретение стеклодувного дела в конце I века до н. э. (вероятно, в римском Иерусалиме) сделало стеклянные флаконы для духов обычным явлением. Духи создавали, настаивая животные или растительные жиры на розе, корице, ирисе, ладане, шафране, добавляя лечебные травы или красители. Особенно ценились розы Пестума в Кампании, где в римском форуме даже раскопали лавку парфюмера. Огромная империя позволяла торговать специями из Индии и других далеких земель; в центре Рима стояли склады, ломившиеся от перца, корицы и мирры.
Благовония использовали даже для статуй. Как отмечает исследователь Сесили Брёнс в «Оксфордском журнале археологии», скульптуры богов и богинь умащивали ароматическими маслами. Надписи с острова Делос (где найдены парфюмерные мастерские) указывают, что статуи чаще всего покрывали розовым маслом, вероятно, с добавлением пчелиного воска для стабилизации. Это усиливало благоговение во время поклонения.
Общий запаховый фон был оглушающей смесью: человеческие отходы, дым очагов, гниющая органика, запах горящей плоти на погребальных кострах, ароматы готовящейся еды и острые ноты духов и ладана. Современному человеку это показалось бы ужасным. Но историк Невилл Морли предполагает, что сами римляне мало жаловались. Для них это были просто запахи дома, запахи их цивилизации – сочетание приятного (iucundus), едкого (acutus), сильного (vis) и слабого (dilutus).

Изображение носит иллюстративный характер
Сточные системы Рима были несовершенны. Собственники боялись подключать туалеты к клоакам, опасаясь грызунов и вони. Эти «канализации» служили скорее ливневками. Профессионалы собирали экскременты для удобрений и мочу для обработки тканей из выгребных ям. Повсеместно использовались ночные горшки, содержимое которых позже выплескивали на улицу. Эти системы работали лишь для владельцев домов, оставляя жителей тесных инсул и улиц без удобств.
Животные добавляли свои ноты. Каменные мельницы (жернова) в пекарнях крутили мулы и ослы. Скот для продажи или убоя заполнял улицы, оставляя повсюду навоз. Знаменитые «ступеньки» в Помпеях как раз помогали горожанам перейти грязь, не запачкавшись. Смерть тоже витала в воздухе. Утилизация тел не была строгой: в зависимости от статуса, тела могли оставлять непогребенными под открытым небом. Запах разложения встречался куда чаще, чем сегодня. Светоний в I веке н. э. описал шокирующий случай: собака принесла отрубленную человеческую руку прямо на пиршественный стол императора Веспасиана.
Личная гигиена боролась с вонизной примитивными средствами. Телесный запах был обыденностью из-за редкого мытья и отсутствия современных дезодорантов. Хотя средства существовали, они были странными: дезодоранты часто принимали внутрь, веря, что это предотвратит запах подмышек. Один рецепт советовал кипятить корень золотистого чертополоха в вине, чтобы вызвать мочеиспускание и «вывести» запах. Римские бани, вопреки мифам о чистоте, были рассадником микробов. В тесных ваннах мылись по 8-12 человек одновременно, натирая тела оливковым маслом (иногда ароматизированным), а затем соскребая его вместе с грязью бронзовым стригилем. Грязную смесь масла и пота просто швыряли на стены или в стоки, где она застаивалась.
Но Рим знал и роскошь ароматов. Изобретение стеклодувного дела в конце I века до н. э. (вероятно, в римском Иерусалиме) сделало стеклянные флаконы для духов обычным явлением. Духи создавали, настаивая животные или растительные жиры на розе, корице, ирисе, ладане, шафране, добавляя лечебные травы или красители. Особенно ценились розы Пестума в Кампании, где в римском форуме даже раскопали лавку парфюмера. Огромная империя позволяла торговать специями из Индии и других далеких земель; в центре Рима стояли склады, ломившиеся от перца, корицы и мирры.
Благовония использовали даже для статуй. Как отмечает исследователь Сесили Брёнс в «Оксфордском журнале археологии», скульптуры богов и богинь умащивали ароматическими маслами. Надписи с острова Делос (где найдены парфюмерные мастерские) указывают, что статуи чаще всего покрывали розовым маслом, вероятно, с добавлением пчелиного воска для стабилизации. Это усиливало благоговение во время поклонения.
Общий запаховый фон был оглушающей смесью: человеческие отходы, дым очагов, гниющая органика, запах горящей плоти на погребальных кострах, ароматы готовящейся еды и острые ноты духов и ладана. Современному человеку это показалось бы ужасным. Но историк Невилл Морли предполагает, что сами римляне мало жаловались. Для них это были просто запахи дома, запахи их цивилизации – сочетание приятного (iucundus), едкого (acutus), сильного (vis) и слабого (dilutus).