В глубинах Тихого океана, у острова Гуадалканал, обнаружен фрагмент военной истории. Во время картографических работ на дне пролива Айрон-Боттом-Саунд на глубине 2214 футов (675 метров) обнаружен оторванный нос тяжелого крейсера ВМС США «Новый Орлеан» (USS New Orleans). Эта находка – прямая связь с одной из самых трагических ночей в истории американского флота.

Роковой удар пришелся на ночь 30 ноября 1942 года. В разгаре Битвы за Тассафаронга у Гуадалканала американские корабли пытались перехватить японские эсминцы, доставлявшие подкрепления на остров, бывший тогда крупной японской базой. Японская торпеда попала в «Новый Орлеан». Она вызвала детонацию носового артиллерийского погреба. Чудовищный взрыв оторвал всю носовую часть корабля. Более 180 моряков погибли мгновенно.
Несмотря на катастрофические повреждения, крейсер не затонул. Это стало возможным исключительно благодаря «героическим усилиям по борьбе за живучесть» экипажа. Моряки оставались на своих постах, чтобы удержать корабль на плаву; некоторые заплатили за это жизнью. Троим членам экипажа были посмертно присуждены Военно-морские кресты. Как отмечает директор Командования военно-морской истории и наследия (NHHC) отставной контр-адмирал Сэмюэл Дж. Кокс, это был «один из самых тяжело поврежденных американских крейсеров во Второй мировой войне, который фактически выжил».
Спасательная операция стала легендой. В ближайшей гавани из подручных материалов, включая кокосовые бревна, экипаж соорудил временную заплату на место оторванного носа. Это позволило крейсеру своим ходом, пусть и медленно, добраться до США для капитального ремонта. Сама же носовая часть, утянув с собой жизни моряков, легла на дно пролива Айрон-Боттом-Саунд. Гуадалканал был захвачен войсками США лишь в феврале 1943 года.
Обнаружение стало результатом работы беспилотного надводного аппарата (USV) DriX, принадлежащего Университету Нью-Гэмпшира. Аппарат, управляемый с борта исследовательского судна Nautilus (принадлежащего некоммерческой организации Ocean Exploration Trust, OET), проводил съемку дна с помощью сонара. Экспедиция проходила при поддержке Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA). После обнаружения аномалии на дно был отправлен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ROV).
Решающим доказательством принадлежности обломков именно USS New Orleans стали маркировочные клейма, обнаруженные на якоре и элементах конструкции. «Сотни экспертов по всему миру работали над положительной идентификацией», – подчеркнул главный научный сотрудник OET Дэниел Вагнер.
Сегодня обломки носовой части крейсера, пролежавшие на дне более 80 лет, превратились в уникальную глубоководную экосистему. Они служат домом для глубоководных кораллов, актиний и морских корзинок. «Найти нос этого корабля – значит получить возможность почтить память жертвенного экипажа, даже в одну из самых страшных ночей в истории ВМС США», – заявил Сэмюэл Кокс.

Изображение носит иллюстративный характер
Роковой удар пришелся на ночь 30 ноября 1942 года. В разгаре Битвы за Тассафаронга у Гуадалканала американские корабли пытались перехватить японские эсминцы, доставлявшие подкрепления на остров, бывший тогда крупной японской базой. Японская торпеда попала в «Новый Орлеан». Она вызвала детонацию носового артиллерийского погреба. Чудовищный взрыв оторвал всю носовую часть корабля. Более 180 моряков погибли мгновенно.
Несмотря на катастрофические повреждения, крейсер не затонул. Это стало возможным исключительно благодаря «героическим усилиям по борьбе за живучесть» экипажа. Моряки оставались на своих постах, чтобы удержать корабль на плаву; некоторые заплатили за это жизнью. Троим членам экипажа были посмертно присуждены Военно-морские кресты. Как отмечает директор Командования военно-морской истории и наследия (NHHC) отставной контр-адмирал Сэмюэл Дж. Кокс, это был «один из самых тяжело поврежденных американских крейсеров во Второй мировой войне, который фактически выжил».
Спасательная операция стала легендой. В ближайшей гавани из подручных материалов, включая кокосовые бревна, экипаж соорудил временную заплату на место оторванного носа. Это позволило крейсеру своим ходом, пусть и медленно, добраться до США для капитального ремонта. Сама же носовая часть, утянув с собой жизни моряков, легла на дно пролива Айрон-Боттом-Саунд. Гуадалканал был захвачен войсками США лишь в феврале 1943 года.
Обнаружение стало результатом работы беспилотного надводного аппарата (USV) DriX, принадлежащего Университету Нью-Гэмпшира. Аппарат, управляемый с борта исследовательского судна Nautilus (принадлежащего некоммерческой организации Ocean Exploration Trust, OET), проводил съемку дна с помощью сонара. Экспедиция проходила при поддержке Национального управления океанических и атмосферных исследований (NOAA). После обнаружения аномалии на дно был отправлен телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ROV).
Решающим доказательством принадлежности обломков именно USS New Orleans стали маркировочные клейма, обнаруженные на якоре и элементах конструкции. «Сотни экспертов по всему миру работали над положительной идентификацией», – подчеркнул главный научный сотрудник OET Дэниел Вагнер.
Сегодня обломки носовой части крейсера, пролежавшие на дне более 80 лет, превратились в уникальную глубоководную экосистему. Они служат домом для глубоководных кораллов, актиний и морских корзинок. «Найти нос этого корабля – значит получить возможность почтить память жертвенного экипажа, даже в одну из самых страшных ночей в истории ВМС США», – заявил Сэмюэл Кокс.