Дикие косатки целенаправленно приносят людям пищу и предметы, ожидая реакции. Исследование Джареда Тауэрса из Bay Cetology, опубликованное 30 июня в Journal of Comparative Psychology, документирует 34 таких случая за 20 лет наблюдений у берегов Калифорнии, Норвегии и Новой Зеландии.

Косатки подплывали к людям в воде, на лодках или у берега, оставляя рыбу, куски китового мяса, птиц, скатов, водоросли и даже черепаху. В большинстве случаев люди игнорировали подношения. Тогда животные забирали предмет, делились им с сородичами или возвращались, чтобы предложить снова. Лишь трижды люди возвращали дар — и косатки немедленно вручали его обратно.
Поведение характерно исключительно для косаток-генералистов, охотящихся у поверхности на морских млекопитающих и крупную рыбу. Особи, питающиеся глубоководной рыбой, так не поступают.
Ученые рассматривают три гипотезы. Первая — альтруизм: косатки естественно делятся пищей для укрепления связей и, возможно, пытаются установить отношения с людьми. Вторая — практика или игра: манипуляции с предметами помогают развивать культурные навыки. Третья — манипуляция, хотя её цель неясна.
Эрих Хойт из Whale and Dolphin Conservation, автор книги «Косатка: Кит по имени Убийца», подчеркивает тщательность методики. Исследователи исключили спорные эпизоды и объективно оценили все версии. Хойт отмечает: деление добычей наблюдается у всех возрастных групп косаток, что отличает его от чистого игрового поведения.
Социальные ритуалы косаток сложны — от «танцев» до взаимного обкусывания плавников. Исторический пример: популяция в Австралии помогала аборигенам и китобоям в охоте ради взаимной выгоды. Но в данном случае косатки просто отдают пищу без очевидной пользы для себя.
Хойт объясняет избирательность: только охотники на крупную добычу (акул, китов) привыкли делить её внутри стаи. Лососевые косатки охотятся в одиночку и не проявляют такой щедрости к людям. Это подтверждает глобальную закономерность.

Изображение носит иллюстративный характер
Косатки подплывали к людям в воде, на лодках или у берега, оставляя рыбу, куски китового мяса, птиц, скатов, водоросли и даже черепаху. В большинстве случаев люди игнорировали подношения. Тогда животные забирали предмет, делились им с сородичами или возвращались, чтобы предложить снова. Лишь трижды люди возвращали дар — и косатки немедленно вручали его обратно.
Поведение характерно исключительно для косаток-генералистов, охотящихся у поверхности на морских млекопитающих и крупную рыбу. Особи, питающиеся глубоководной рыбой, так не поступают.
Ученые рассматривают три гипотезы. Первая — альтруизм: косатки естественно делятся пищей для укрепления связей и, возможно, пытаются установить отношения с людьми. Вторая — практика или игра: манипуляции с предметами помогают развивать культурные навыки. Третья — манипуляция, хотя её цель неясна.
Эрих Хойт из Whale and Dolphin Conservation, автор книги «Косатка: Кит по имени Убийца», подчеркивает тщательность методики. Исследователи исключили спорные эпизоды и объективно оценили все версии. Хойт отмечает: деление добычей наблюдается у всех возрастных групп косаток, что отличает его от чистого игрового поведения.
Социальные ритуалы косаток сложны — от «танцев» до взаимного обкусывания плавников. Исторический пример: популяция в Австралии помогала аборигенам и китобоям в охоте ради взаимной выгоды. Но в данном случае косатки просто отдают пищу без очевидной пользы для себя.
Хойт объясняет избирательность: только охотники на крупную добычу (акул, китов) привыкли делить её внутри стаи. Лососевые косатки охотятся в одиночку и не проявляют такой щедрости к людям. Это подтверждает глобальную закономерность.