Два века назад научный мир потрясло открытие первых окаменелостей гигантских рептилий. В 1824 году Мегалозавр получил свое официальное имя, став первым научно описанным динозавром. Культурное восприятие этих существ постоянно менялось. В 1854 году в лондонском Кристал Пэлас Парке скульптор Бенджамин Уотерхаус Хаукинс представил публике цементные модели динозавров. Они мгновенно втянулись в спор о дарвиновской теории эволюции, обретя «религиозное значение».

Кино быстро ухватилось за их образ. Уже в 1914 году «Герти-динозавр» стал первой анимационной звездой. Уиллис О'Брайен оживил доисторических ящеров в немом фильме «Затерянный мир» (1925) и классическом «Кинг-Конге» (1933). Рэй Харихаузен, вдохновленный «Конгом», создал гибрид тираннозавра и бронтозавра для фильма «Чудовище с глубины 20 000 саженей» (1953), терроризирующего Нью-Йорк. Его же динозавры сражались с Ракоэль Уэлч в «Миллионе лет до нашей эры» (1966), где историческая достоверность уступила место зрелищности, как позже отмечал сам Харихаузен в "The Late Show".
Поворотный момент наступил в 1990 году. Майкл Крайтон, наблюдая, как трехлетние дети в британском музее безошибочно кричали «Стегозавр!» и «Тираннозавр!», осознал всеобъемлющую детскую страсть к этим существам. Его бестселлер «Парк Юрского периода» лег в основу фильма. К 1993 году наука представила динозавров иначе – быстрыми, ловкими, похожими на птиц. Крайтон сформулировал ключевой вопрос: «Они вымерли, а мы следующие?», сместив фокус с их появления на причину исчезновения.
Стивен Спилберг, взявшись за экранизацию, совершил революцию. Соавтор сценария Крайтон, новаторское сочетание CGI и аниматроники – все служило одной цели. Фильм, вышедший 9 июня 1993 года, стал камертонной историей о корпоративной амбиции. Джон Хаммонд (Ричард Аттенборо) создал парк развлечений с живыми динозаврами на острове у берегов Коста-Рики. Когда они срываются с цепи, ученые осознают гибельность замысла. Сцена первого появления брахиозавра под музыку Джона Уильямса, вызывающая «детский восторг», вошла в анналы кино.
«Парк Юрского периода» установил рекорд. Сборы в США ($357 млн) и мире ($914 млн) сделали его самым кассовым фильмом на тот момент. Критики, как "Variety", отмечали: «достигает цели в возбуждении, напряжении и потрясающем воссоздании гигантских доисторических рептилий». В 2018 году его культурное значение подтвердило включение в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.
Франшиза породила «динозавровых» хитов. Спилберг снял «Затерянный мир: Парк Юрского периода» (1997), Джо Джонстон – «Парк Юрского периода III" (2001). Возрождение началось с «Мира Юрского периода» (2015), ставшего третьим в мировом прокате на момент выхода. «Мир Юрского периода: Возрождение» (выход в июле 2025) продолжит линию. Все сиквелы – «размером с брахиозавра», но первому фильму равных нет. Пока динозавры пробуждают «детский восторг», эта франшиза «не вымрет надолго».

Изображение носит иллюстративный характер
Кино быстро ухватилось за их образ. Уже в 1914 году «Герти-динозавр» стал первой анимационной звездой. Уиллис О'Брайен оживил доисторических ящеров в немом фильме «Затерянный мир» (1925) и классическом «Кинг-Конге» (1933). Рэй Харихаузен, вдохновленный «Конгом», создал гибрид тираннозавра и бронтозавра для фильма «Чудовище с глубины 20 000 саженей» (1953), терроризирующего Нью-Йорк. Его же динозавры сражались с Ракоэль Уэлч в «Миллионе лет до нашей эры» (1966), где историческая достоверность уступила место зрелищности, как позже отмечал сам Харихаузен в "The Late Show".
Поворотный момент наступил в 1990 году. Майкл Крайтон, наблюдая, как трехлетние дети в британском музее безошибочно кричали «Стегозавр!» и «Тираннозавр!», осознал всеобъемлющую детскую страсть к этим существам. Его бестселлер «Парк Юрского периода» лег в основу фильма. К 1993 году наука представила динозавров иначе – быстрыми, ловкими, похожими на птиц. Крайтон сформулировал ключевой вопрос: «Они вымерли, а мы следующие?», сместив фокус с их появления на причину исчезновения.
Стивен Спилберг, взявшись за экранизацию, совершил революцию. Соавтор сценария Крайтон, новаторское сочетание CGI и аниматроники – все служило одной цели. Фильм, вышедший 9 июня 1993 года, стал камертонной историей о корпоративной амбиции. Джон Хаммонд (Ричард Аттенборо) создал парк развлечений с живыми динозаврами на острове у берегов Коста-Рики. Когда они срываются с цепи, ученые осознают гибельность замысла. Сцена первого появления брахиозавра под музыку Джона Уильямса, вызывающая «детский восторг», вошла в анналы кино.
«Парк Юрского периода» установил рекорд. Сборы в США ($357 млн) и мире ($914 млн) сделали его самым кассовым фильмом на тот момент. Критики, как "Variety", отмечали: «достигает цели в возбуждении, напряжении и потрясающем воссоздании гигантских доисторических рептилий». В 2018 году его культурное значение подтвердило включение в Национальный реестр фильмов Библиотеки Конгресса США.
Франшиза породила «динозавровых» хитов. Спилберг снял «Затерянный мир: Парк Юрского периода» (1997), Джо Джонстон – «Парк Юрского периода III" (2001). Возрождение началось с «Мира Юрского периода» (2015), ставшего третьим в мировом прокате на момент выхода. «Мир Юрского периода: Возрождение» (выход в июле 2025) продолжит линию. Все сиквелы – «размером с брахиозавра», но первому фильму равных нет. Пока динозавры пробуждают «детский восторг», эта франшиза «не вымрет надолго».