Ssylka

Потеющие космические корабли: революционная технология для экологичных полетов в космос

В космосе скопилось около 130 миллионов фрагментов космического мусора, образовавшегося в результате более 6800 успешных запусков ракет с 1957 года, согласно оценке Европейского космического агентства. Большинство отработанных космических аппаратов направляют в так называемое «кладбище космических кораблей» — необитаемую зону Южного Тихого океана (SPOUA) вблизи Точки Немо, где они сгорают при входе в атмосферу Земли.
Потеющие космические корабли: революционная технология для экологичных полетов в космос
Изображение носит иллюстративный характер

До недавних успехов SpaceX большинство космических кораблей были одноразовыми. Даже космический шаттл Discovery, самый долгослужащий космический корабль, совершил лишь несколько десятков полетов до своего вывода из эксплуатации в 2011 году. Это ограничение существенно влияет на экологичность и экономичность космических полетов.

Решение этой проблемы разрабатывается в рамках нового исследовательского проекта, реализуемого кафедрой аэрокосмической инженерии Техасского университета A&M в партнерстве с компанией Canopy Aerospace. Проект, финансируемый грантом ВВС США на сумму 1,7 миллиона долларов в рамках программы Small Business Technology Transfer, направлен на разработку и тестирование 3D-печатных материалов для многоразовых космических кораблей.

Одна из ключевых проблем многоразовых космических аппаратов — экстремальные температуры при возвращении в атмосферу. Космический шаттл NASA подвергался нагреву примерно до 2700 градусов по Фаренгейту, а космический корабль Orion — до 5000 градусов, что сопоставимо с температурами, которые испытал Apollo 13. При гиперзвуковом входе в атмосферу температуры могут быть еще выше.

Традиционно для защиты от высоких температур используются тепловые экраны или керамические плитки, которые служат температурными барьерами. Например, SpaceX Starship оснащен передовым тепловым щитом, состоящим из примерно 18 000 шестиугольных плиток. Однако исследователи предлагают революционное решение — транспирационное охлаждение.

Эта технология создает слой газа вдоль поверхности корабля. По сути, космический корабль «потеет», выделяя охлаждающий газ, который формирует защитный барьер. Принцип работы схож с тем, как пуховые куртки улавливают воздух для теплоизоляции. Такой подход может значительно сократить время подготовки корабля к повторному полету — с лет или месяцев до дней или даже часов.

Разработкой испытательной установки руководит Уильям Мэтьюс, аспирант четвертого курса. Первоначальные испытания в аэродинамической трубе проводятся в Национальной лаборатории аэротермохимии и гиперзвуковых исследований Инженерной экспериментальной станции Техасского университета A&M. Результаты этих испытаний определят, целесообразно ли проведение полномасштабной испытательной миссии.

Концепция газового барьера существует уже много лет, но её реализации препятствовали ограничения в материаловедении, вычислительной мощности и возможностях наземных испытаний. Сегодня, благодаря достижениям в этих областях, идея «потеющих» космических кораблей становится реальностью.

Как отмечает доктор Ифти, один из экспертов проекта: «Если все пойдет хорошо, мы сможем увидеть потеющие космические корабли в небе до конца нашей жизни». Эта технология может стать ключом к более экологичным и эффективным космическим путешествиям будущего.


Новое на сайте

18884Знаете ли вы, что приматы появились до вымирания динозавров, и готовы ли проверить свои... 18883Четыреста колец в туманности эмбрион раскрыли тридцатилетнюю тайну звездной эволюции 18882Телескоп Джеймс Уэбб раскрыл тайны сверхэффективной звездной фабрики стрелец B2 18881Математический анализ истинного количества сквозных отверстий в человеческом теле 18880Почему даже элитные суперраспознаватели проваливают тесты на выявление дипфейков без... 18879Шесть легендарных древних городов и столиц империй, местоположение которых до сих пор... 18878Обзор самых необычных медицинских диагнозов и клинических случаев 2025 года 18877Критическая уязвимость CVE-2025-14847 в MongoDB открывает удаленный доступ к памяти... 18876Научное обоснование классификации солнца как желтого карлика класса G2V 18875Как безграничная преданность горным гориллам привела Дайан Фосси к жестокой гибели? 18874Новый родственник спинозавра из Таиланда меняет представления об эволюции хищников Азии 18873Как новая электрохимическая технология позволяет удвоить добычу водорода и снизить... 18872Могут ли ледяные гиганты Уран и Нептун на самом деле оказаться каменными? 18871Внедрение вредоносного кода в расширение Trust Wallet привело к хищению 7 миллионов... 18870Проверка клинического мышления на основе редких медицинских случаев 2025 года