Новое исследование, проведённое в Университете Шарджи, выявило поразительное сходство между гелиоцентрической моделью, предложенной польским астрономом Николаем Коперником в XVI веке, и трудами арабского мусульманского астронома XIV века Ибн аш-Шатира. Работа доктора Салама Аль-Мансури, размещённая в библиотеке университета, основана на тщательном сравнительном анализе текстов и математических моделей обоих учёных.
Коперник, автор фундаментального труда «О вращении небесных сфер» (De revolutionibus orbium coelestium), известен как реформатор, бросивший вызов господствовавшей тогда аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системе, согласно которой центром мира считалась Земля. Его теория, выдвинувшая Солнце в центр Солнечной системы, шла вразрез с церковным учением и научной традицией Европы.
Однако почти за двести лет до Коперника дамасский учёный Ибн аш-Шатир (ок. 1304–1375) уже подверг критике и переработке птолемеевские модели движения планет и Луны. В трактате «Нихая аль-суль фи тасхих аль-усуль» («Последний поиск в исправлении основ») он представил новые геометрические конструкции и вычисления, значительно повысившие точность астрономических предсказаний.
Исследование доктора Аль-Мансури под руководством профессора истории Месута Идриза, астрофизика Машхура Аль-Вардата и ректора университета профессора Хамида аль-Наимия базируется на сравнительном анализе математических моделей из трудов Коперника и Ибн аш-Шатира. Особое внимание уделено описанию движения Меркурия и Луны, где совпадения в расчётах, построении эпициллов и использовании специальных геометрических приёмов оказались особенно значимыми.
В обоих трудах применён приём устранения экванта — проблемного элемента птолемеевской схемы, впервые математически реализованный персидским учёным XIII века Насир ад-Дином ат-Туси (1201–1274), изобретателем так называемой «пары Туси». Ибн аш-Шатир использовал это достижение для уточнения моделей, а Коперник — уже в контексте гелиоцентризма. В результате вариации расстояний до Луны, завышенные у Птолемея, были сокращены до практически идентичных величин в обоих более поздних трудах.
Доктор Аль-Мансури утверждает: «Ибн аш-Шатир был первым астрономом, которому удалось успешно оспорить птолемеевскую космологическую систему... за два века до Коперника». Профессор Идриз отмечает, что найденные рукописи «демонстрируют планетарные модели, которые предшествуют и в деталях повторяют те, что позднее предложил Коперник». По словам Машхура Аль-Вардата, «поразительное сходство... даёт ясные основания утверждать о зависимости Коперника от работ Ибн аш-Шатира». Хамид аль-Наимий подчёркивает: «Это исследование — призыв переписать историю астрономии...»
Несмотря на отсутствие прямых доказательств знакомства Коперника с трудами дамасского астронома — например, в виде латинских переводов, — рукописи Ибн аш-Шатира находились в архивах Кракова и Ватикана, где работал Коперник. Исследователи полагают, что идеи могли быть переданы через промежуточные источники — настолько велики совпадения в математических деталях.
Работа требовала уникального сочетания компетенций: глубоких знаний в астрономии, истории науки, работе с арабскими и персидскими средневековыми рукописями, а также навыков математического анализа. Академическая поддержка исследованию была обеспечена Шарджийской академией астрономии, космических наук и технологий (SAASST).
В итоге выясняется, что вклад исламских учёных Золотого века, таких как Ибн аш-Шатир и Насир ад-Дин ат-Туси, был фундаментален для развития астрономии и предопределил научный прорыв Коперника. Это исследование ставит под сомнение европоцентричную версию истории гелиоцентрической революции и подчёркивает необходимость включения вклада мусульманских астрономов в современные учебные программы. Как отмечает доктор Аль-Мансури, «эмпирические улучшения Ибн аш-Шатира в рамках геоцентризма, впоследствии адаптированные Коперником, наглядно показывают, как поэтапные усовершенствования подготавливают почву для научных переворотов».
Коперник, автор фундаментального труда «О вращении небесных сфер» (De revolutionibus orbium coelestium), известен как реформатор, бросивший вызов господствовавшей тогда аристотелевско-птолемеевской геоцентрической системе, согласно которой центром мира считалась Земля. Его теория, выдвинувшая Солнце в центр Солнечной системы, шла вразрез с церковным учением и научной традицией Европы.
Однако почти за двести лет до Коперника дамасский учёный Ибн аш-Шатир (ок. 1304–1375) уже подверг критике и переработке птолемеевские модели движения планет и Луны. В трактате «Нихая аль-суль фи тасхих аль-усуль» («Последний поиск в исправлении основ») он представил новые геометрические конструкции и вычисления, значительно повысившие точность астрономических предсказаний.
Исследование доктора Аль-Мансури под руководством профессора истории Месута Идриза, астрофизика Машхура Аль-Вардата и ректора университета профессора Хамида аль-Наимия базируется на сравнительном анализе математических моделей из трудов Коперника и Ибн аш-Шатира. Особое внимание уделено описанию движения Меркурия и Луны, где совпадения в расчётах, построении эпициллов и использовании специальных геометрических приёмов оказались особенно значимыми.
В обоих трудах применён приём устранения экванта — проблемного элемента птолемеевской схемы, впервые математически реализованный персидским учёным XIII века Насир ад-Дином ат-Туси (1201–1274), изобретателем так называемой «пары Туси». Ибн аш-Шатир использовал это достижение для уточнения моделей, а Коперник — уже в контексте гелиоцентризма. В результате вариации расстояний до Луны, завышенные у Птолемея, были сокращены до практически идентичных величин в обоих более поздних трудах.
Доктор Аль-Мансури утверждает: «Ибн аш-Шатир был первым астрономом, которому удалось успешно оспорить птолемеевскую космологическую систему... за два века до Коперника». Профессор Идриз отмечает, что найденные рукописи «демонстрируют планетарные модели, которые предшествуют и в деталях повторяют те, что позднее предложил Коперник». По словам Машхура Аль-Вардата, «поразительное сходство... даёт ясные основания утверждать о зависимости Коперника от работ Ибн аш-Шатира». Хамид аль-Наимий подчёркивает: «Это исследование — призыв переписать историю астрономии...»
Несмотря на отсутствие прямых доказательств знакомства Коперника с трудами дамасского астронома — например, в виде латинских переводов, — рукописи Ибн аш-Шатира находились в архивах Кракова и Ватикана, где работал Коперник. Исследователи полагают, что идеи могли быть переданы через промежуточные источники — настолько велики совпадения в математических деталях.
Работа требовала уникального сочетания компетенций: глубоких знаний в астрономии, истории науки, работе с арабскими и персидскими средневековыми рукописями, а также навыков математического анализа. Академическая поддержка исследованию была обеспечена Шарджийской академией астрономии, космических наук и технологий (SAASST).
В итоге выясняется, что вклад исламских учёных Золотого века, таких как Ибн аш-Шатир и Насир ад-Дин ат-Туси, был фундаментален для развития астрономии и предопределил научный прорыв Коперника. Это исследование ставит под сомнение европоцентричную версию истории гелиоцентрической революции и подчёркивает необходимость включения вклада мусульманских астрономов в современные учебные программы. Как отмечает доктор Аль-Мансури, «эмпирические улучшения Ибн аш-Шатира в рамках геоцентризма, впоследствии адаптированные Коперником, наглядно показывают, как поэтапные усовершенствования подготавливают почву для научных переворотов».